35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Судно «Иван Папанин»

«Иван Папанин» и проект 23550. Военный корабль для мирной работы

25 октября на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду головного патрульного корабля «Иван Папанин», строящегося по новому проекту 23550 «Арктика». Вскоре ожидается начало строительства второго однотипного корабля. Два новых вымпела в обозримом будущем обеспечат более эффективное освоение и защиту Арктики.

Ход строительства

Все работы по проекту 23550 ведутся предприятиями из состава Объединенной судостроительной корпорации. Проект многоцелевого патрульного корабля был разработан в ЦМКБ «Алмаз», а строительство доверили «Адмиралтейским верфям». На правах поставщиков оборудования в программе строительства участвует ряд других предприятий.

Контракт на строительство двух «Арктик» для министерства обороны был подписан в апреле 2016 г. В соответствии с документом, головной корабль «Иван Папанин» следовало сдать заказчику до конца 2019 г. Следующий «Николай Зубов» планировали заложить в 2018-м и сдать в 2020-м. Тем не менее, уже во время строительства был изменен план финансирования, в результате чего сроки выполнения работ сдвинулись вправо.

Работы над конструкцией «Ивана Папанина» начались осенью 2016 г., а 19 апреля 2017-го состоялась официальная закладка. 25 октября 2019 г. корабль спустили на воду для последующей достройки у стенки. В начале двадцатых годов головной корабль выйдет на испытания. Его сдача намечена на 2023 г.

Планы по «Николаю Зубову» тоже скорректированы. Его не закладывали в 2018 г. – это произойдет только в 2020-м. Соответствующим образом сместились сроки сдачи. Корабль начнет службу в 2024 г.

На данный момент законтрактованы только два корабля пр. 23550 для военно-морского флота. В недавнем прошлом сообщалось, что такие корабли также может приобрести пограничная служба ФСБ, однако она пока не размещала заказ. Более того, информация об интересе со стороны пограничников так и не получила официального подтверждения.

Предназначение кораблей

«Иван Папанин» и «Николай Зубов» относятся к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Они предназначаются для работы в суровых условиях северных морей и потому имеют особую конструкцию и особые задачи. Пр. 23550 предусматривает строительство сторожевого корабля с функциями ледокола и буксира.

От ледоколов новые патрульные корабли получают усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля – Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.

С точки зрения оснащения и вооружения пр. 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. Имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения. Также присутствует специальное оснащение, свойственное спасательным судам и буксирам.

Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах и решать ряд задач. В первую очередь, он является сторожевиком, из-за чего должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю пр. 23550 нужно буксирное оборудование.

Особенности конструкции

Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение ок. 9 тыс.т при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.

Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания ок. 10 тыс. миль.

Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.

Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.

Основным оружием сторожевика пр. 23550 является носовая 76-мм артиллерийская установка АК-176МА. Также предусматривается использование ствольных систем меньшего калибра для защиты от легких плавсредств. При необходимости корабль сможет нести ударное ракетное вооружение. Для этого на нем предлагается размещать контейнерный вариант комплекса «Калибр».

Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».

Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.

Универсальная боевая единица

Таким образом, через несколько лет ВМФ России в лице Северного флота получит первый из перспективных универсальных кораблей, способных решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вскоре после этого в строй войдет второй однотипный корабль.

Читать еще:  Судно ALEKSANDR SUVOROV

Реализация контракта на два универсальных патрульных корабля пр. 23550 будет иметь очевидные положительные последствия. В первую очередь, необходимо отметить, что в состав надводных сил ВМФ в Арктике войдут специализированные корабли, приспособленные к работе в этом регионе. При этом они смогут решать собственные боевые задачи или выполнять функции ледоколов, обеспечивая работу других кораблей.

Доступные данные о проекте указывают на возможность установки различного дополнительного оснащения, такого как контейнеры комплекса «Калибр» или иное оборудование. За счет этого сторожевики смогут выполнять разные задачи, в т.ч. транспортного и гуманитарного характера. Как отметили на церемонии спуска «Ивана Папанина» на воду, это военный корабль, созданный для мирной работы.

Впрочем, имеются и поводы для критики. Так, представленный корабль, при всех своих плюсах, имеет ограниченный набор вооружений. В случае столкновения с серьезным противником он может быть недостаточным. Сторожевик может нести ракеты «Калибр», но они не входят в штатный комплекс оружия.

Для охраны арктической части государственной границы и северных морей заказано всего два корабля пр. 23550. Северный флот располагает мощными надводными силами, но в его распоряжении будет лишь пара универсальных патрульных кораблей. Возможно, в будущем появится новый заказ на сторожевики нового типа, что позволит усилить флотскую группировку.

Тревогу вызывают темпы строительства. Согласно договору 2016 г., головной корабль «Иван Папанин» должен был начать службу уже в этом году, но он пока только спущен на воду. Строительство второго сторожевика планировали начать год назад, но теперь перенесли на 2020-й. Причины таких сдвигов известны и понятны, но ситуация в целом заставляет беспокоиться.

Тем не менее, спуск головного корабля – пусть даже и выбившийся из исходного графика – сам по себе является поводом для оптимизма. Это событие дает старт новому этапу работ, и через несколько лет в составе нашего ВМФ появится принципиально новый многоцелевой корабль, причем не последний в своем роде. Поступив на службу, «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут продемонстрировать весь потенциал оригинальной концепции, которая, возможно, получит развитие в новых проектах.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уникальный боевой корабль ледового класса «Иван Папанин» спущен на воду в Санкт-Петербурге

Уникальный боевой корабль ледового класса, каких в России еще не было, спущен на воду в Санкт-Петербурге. «Иван Папанин», названный в честь известного советского полярника, в Арктике будет выполнять целый комплекс задач: ведь он одновременно и ледокол, и буксир, и патрульный корабль. Оснащен грозным оружием, и если что, может дать достойный отпор.

Длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом корабль «Иван Папанин» уникальный в своем роде. Как и знаменитый полярник, один из первооткрывателей Арктики, он тоже станет первым. Таких в России еще не строили. Его уже прозвали «универсальный солдат», ведь это не просто патрульный корабль, но еще буксир и ледокол.

А значит и задачи может выполнять разные. Это сопровождение и проводка судов, перевозка грузов, участие в спасательных операциях, и все это в Арктике, которой Иван Папанин посвятил себя. Сегодня на церемонии его племянница. Валентина Романенко вспоминает как впечатлен был Папанин первозданной красотой Заполярья.

«Было тихо, безмолвно, красиво, он был очарован природой, и на всю жизнь потом связал себя с Севером», — рассказывает Валентина Романенко.

«Иван Папанин» — научный, спасательный и боевой корабль. Наносить удары может по любым целям на земле, в воде и воздухе. На борту артиллерийские установки, но главное — есть возможность установить зенитно-ракетные комплексы. Боевой ледокол еще и грозный пограничник, способный дать отпор нарушителям.

«Корабль многоцелевой, и как мы уже говорили, он предназначен не только для чисто военных целей, хотя он и создавался как военный корабль; это еще и корабль-буксир, корабль науки, корабль-ледокол; он может решать самые разнообразные задачи в условиях Крайнего Севера; для этого, естественно, внесены соответствующие конструктивные наработки, абсолютно новые, тоже, можно сказать, это наше российское ноу-хау, которое позволит работать ему весьма эффективно», — поясняет председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко.

Рабочие режут специальный задержник — массивную балку, что удерживает корабль. Торжественный момент: «Иван Папанин» начинает движение.

У кораблей этого проекта нет аналогов в мире. Похожие стоят на службе Военно-морских сил Норвегии, но российский превосходит их — водоизмещение больше, мощное вооружение. И в отличие от «одноклассников», Иван Папанин может справиться с двухметровыми льдами.

«Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго; кроме этого, этот корабль уже, в отличие, например, от предыдущего «Ильи Муромца», оснащен более современными средствами связи, навигации, не говоря о том уже, что этот корабль с вооружением, а предыдущий был без вооружения», — отмечает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

Читать еще:  Судно «Кузьма Минин»

Автономность плавания 60 суток. Район не ограничен, как говорят военные, это ближняя и дальняя океанские зоны.

«Корабль предназначен для решения разных задач в суровых условиях Арктики, начиная от его названия, от патрулирования, в том числе и оказания помощи аварийным объектам, находящимся в Арктическом бассейне, как военным, так и гражданским объектам», — говорит начальник Технического управления ВМФ России Игорь Зварич.

Пока проектом предусмотрены лишь два корабля подобного класса. Следующий заложат через год. У «Папанина» впереди этап испытаний, после чего он войдет в состав Военно-морского флота.

Боевые ледоколы типа «Иван Папанин»

Ныне, в XXI веке разворачиваются первые раунды борьбы за Арктику. В связи с очередным глобальным потеплением, станут доступнее её минеральные богатства. И все страны, имеющие географическое отношение к Арктике, стремятся застолбить, как можно, больше её богатств. Самой активной из них стала Россия. С её многовековым опытом, со времени ещё походов ватаг из Господина Великого Новгорода на Белое Море и в Великую Пермь. То были еще домонгольские времена. В монгольскую и постмонгольскую эпоху сформировалась культура поморов Русского Севера. В отличии от остальных русских их хозяйство и быт был связан с морем. Рыболовством и добычей морского зверя. По некоторым данным, они, еще при Иване Грозном, достигли Аляски. Но официальный проход сквозь Берингов пролив состоялся лишь в XVII веке, и лишь в веке XVIII веке русские стали закрепляться на Аляске. Впоследствии в России создали первый ледокол: Пайлот и первый ледокол способный работать с льдами в открытом море: Ермак. Уже в СССР создали первый атомный ледокол Ленин . Он положил начало непревзойденном атомному ледокольному флоту Российской Федерации. Сам Бог велел нам быть первыми в Арктике. Но и в Арктике уважают сильных, а «слабых бьют». Мы должны иметь силу защитить наши права в Арктике.

Еще в СССР строили корабли малоизвестного за рубежом класса: боевые ледоколы. В 1973 году был спущен на воду ледокол «Иван Сусанин» – головной проекта 97П. Корабли данного проекта предназначались для ВМФ СССР, Пограничных Войск КГБ СССР, а также в варианте без вооружения в мирное время для Министерства Морского Флота СССР. Было построено с 1973 по 1981 год 8 кораблей этого проекта. На вооружении были артиллерийские установки АК-726 и АК-630, и была площадка для корабельного вертолета КА-25ПС. Сейчас их в строй почти не осталось, время и пертурбации девяностых и нулевых сказали своё слово. Нужны новые корабли, ещё более совершенные. И такие корабли спроектированы и строятся.

Кроме СССР, а ныне Российской Федерации боевые патрульные ледоколы строили и строят только Канада и Норвегия. Но наши лучше!

Проектирование новых патрульных ледоколов проекта 23550 шифр «Арктика», было завершено в 2016 году, когда был подписан контракт с АО «Адмиралтейские верфи» двух первых кораблей данного проекта. Именно «Адмиралтейские верфи» в 50-год XX века построили первый атомный ледокол в мире «Ленин».

Головной в серии корабль «Иван Папанин» заложен 19 апреля 2017, спущен на воду 25 октября 2019 года. Ввод в строй намечен на 2023 год. Уже строится следующий корабль данного проекта – «Николай Зубов». Закладка состоялась 27 ноября 2019 года в присутствии Президента России Владимира Путина. На церемонии было заявлено, что кроме этих двух кораблей для ВМФ России, в будущем построят ещё два корабля в интересах Пограничной Службы ФСБ РФ.

Разработаны конструкторским бюро «Алмаз». Способны выполнять функции буксиров, патрульных кораблей, ледоколов, спасательных и научных судов.

Ход судну дают четыре дизель-генераторов 28-9ДГ производства Коломенского завода мощностью по 3,5 МВт. Непосредственно винты приводятся во вращения гребными электромоторами мощностью по 6,3 МВт. На корабле два таких мотора, приводящих в движение по винту фиксированного шага. На корабль установили носовое подруливающее устройство туннельного типа.

Полное проектное водоизмещение— 9000 тонн. Длина наибольшая 115 метра, наибольшая ширина 20 метров. Осадка максимальная 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. То есть, ледовый класс Icebreaker6 (ЛЛ4). В экипаже 60 человек, можно взять дополнительно 50 человек. Это позволяет его использовать как спасательное судно. И как экспедиционное судно, так же. На борту будут базироваться два скоростных боевых катера типа «Раптор», и вертолёт типа Ка-27 в ангарного базирования. На корабле базируется судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». Установлено буксирное оборудование и подъёмные краны. Тяга буксирной лебедки 80 тонн. Грузоподъемность каждого из двух кранов 28 тонн.

Вооружение корабля: 1 × 76,2-мм АУ АК-176МА (в носовой части корабля)

Крылатые ракеты «Калибр-НК» (корабль-корабль, корабль-земля, способны нести ядерные боеголовки)- 2 пусковые установки по 4 ракеты в каждой. Радиус действия в неядерном оснащении 1,5 т. километров.

Первый в мире «патрульный ледокол» спустили на воду в Санкт-Петербурге

Оркестр, почетные гости, напутственные речи и поздравления – в такой торжественной обстановке прошел сегодня, 25 октября, спуск на воду первого в мире «патрульного ледокола» «Иван Папанин ». Корабль, совмещающий в себе военные и научные функции, сошел со стапелей завода «Адмиралтейские верфи». Уже в следующем году он официально заступит на службу в Северный флот.

Читать еще:  Судно «Кла́вдия Ела́нская»

Девятитонного стального красавца все присутствовавшие то и дело называли «уникальным» и «особенным» И это не пустые слова: таких кораблей еще не было ни в составе военно-морского флота России , ни где бы то ни было еще.

– Несмотря на то, что «Иван Папанин» создавался как военный корабль, он предназначен отнюдь не только для военных целей, – рассказал журналистам генеральный директор завода «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. – Это одновременно еще и буксир, ледокол, способный ломать лед почти до двух метров толщиной, и научно-исследовательское судно. В перспективе именно такие корабли будут обеспечивать безопасность на Северном морском пути.

«Крестной мамой» нового корабля стала Валентина Романенко , племянница и единственная на сегодняшний день кровная родственница того самого Ивана Дмитриевича Папанина – легендарного исследователя Арктики , начальника Главсеморпути , руководителя первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс». Специально для того, чтобы проводить «крестника» в первый пока еще совсем короткий поход, Валентина Александровна приехала в Санкт- Петербург из Ярославской области.

– Вчера я была здесь на репетиции и, когда увидела корабль, скажу вам честно, расплакалась, – призналась почетная гостья корреспонденту «Комсомолки». – Это такой подарок! Подарок нам всем, подарок самому Ивану Дмитриевичу, у которого через месяц был бы юбилей – 125 лет со дня рождения. Вы знаете, когда дядя был жив, в его честь уже предлагали назвать какой-нибудь корабль. А он все не соглашался – скромный был человек. Но я думаю, сейчас ему было бы очень приятно.

Председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» Георгий Полтавченко , общаясь с журналистами, отметил, что ждет, что новый корабль окажется таким же, каким был сам Папанин – сильным, надежным, стойким к невзгодам и способным решить любую поставленную перед ним задачу. А заодно рассказал немного о «научных» возможностях судна.

– Северный морской путь до конца не изведан, – пояснил наш собеседник. – Осваивается он давно, но технических возможностей изучить его досконально до сих пор не существовало. Поэтому «Иван Папанин» будет, помимо прочего, заниматься гидрографическими исследованиями.

Уже в следующем году уникальный корабль передадут Северному флоту. Тогда же планируется заложить второй «патрульный ледокол» – он получит имя «Николай Зубов».

Первый в мире «патрульный ледокол» спустили на воду в Санкт-Петербурге

Сергей ВОЛЧКОВ

Читайте также

Последние новости на утро 7 апреля 2020: В России предложили отменить ЕГЭ, Трамп позаботился о лечении Джонсона, а в Израиле перед Пасхой ввели комендантский час

Мы собрали самые важные последние новости в России и в мире на утро 7 апреля 2020 года

Арас Агаларов, президент компании «КРОКУС»: Нефть до 10 долларов за баррель у нас никогда не упадёт. И доллар не будет стоить 89 рублей

Таким прогнозом известный российский миллиардер поделился с нашим обозревателем Александром Гамовым

Как теперь выглядит ваше рабочее место

Страна продолжает жить в режиме самоизоляции

Самоизоляция в культурной столице: Петербуржцы на карантине устроили челлендж, где нужно повторить на фото известные картины

В соцсетях уже полно просто шедевральных интерпретаций «Трех богатырей» и «Любительницы абсента»

Победитель получил 10 коров и бочку вина

6 апреля 1896 года открылись первые Олимпийские игры современности

Главное – пассажиры: Как РЖД борется с коронавирусом

Ситуация требует от властей и крупных компаний быстрых и решительных действий, в то же время на первом месте по-прежнему должны стоять интересы граждан и меры социальной поддержки

МЫВМЕСТЕ: Более 6000 компаний и частных лиц изъявили желание оказывать помощь во время пандемии коронавируса

Заявки поступили в штаб акции

Список штрафов в Санкт-Петербурге в период самоизоляции: какой можно получить штраф и за что

Полный список штрафов в период самоизоляции в Санкт-Петербурге опубликовал Смольный

«На свадьбе был только кот в бабочке»: на Урале молодая пара поженилась в разгар эпидемии коронавируса

На церемонии Алексей и Валерия нарядились в защитные костюмы, перчатки и маски.

Елена Бондаренко, экс-депутат Верховной Рады – из Киева: По данным социологов, во время карантина 13% мужчин и 5% женщин на Украине стали чаще заниматься сексом

Известный политик обсудила эту сенсацию вместе с нашим обозревателем Александром Гамовым

Александр Беглов – о коронавирусе в Санкт-Петербурге: «Обстановка ухудшается с каждым днем»

В ближайшее время в городе будут усиленно мыть «все», оберегать пожилых и следить за самоизолированными с управляющими компаниями

Музей Fotografiska и компания Essity представили онлайн-выставку «Сила рук»

Проект рассказывает о важности соблюдения гигиены и о том, как мы можем остановить распространение инфекций

Возрастная категория сайта 18+

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: