Судно «Михаил Кутузов»
Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него
Есть мнение, что Россия — морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.
С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.
Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.
Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
Сегодня «Михаил Кутузов» — корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.
Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.
Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.
Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.
Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск — такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.
Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.
Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.
Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.
Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.
Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его историю и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?
Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно — меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так — получасовая пробежка.
На палубе печаль и почти сгнившие доски обшивки
Корабельный колокол склянок не отбивает, но услышать его во время экскурсии можно
100-мм универсальные орудия
37-мм зенитные автоматы. Единственное, что можно изучить вплотную
АК-230. Результат модернизации
Кают-компания крейсера
Каюта офицерского состава
Один из постов управления
Корабельный медпункт
Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.
Камбуз и один из корабельных котов на вахте
КБУ. Каюта бытовых услуг.
Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.
Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных — только удивление.
Какое может быть будущее у крейсера?
Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море — это не бетонный постамент все-таки.
Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…
Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.
И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.
А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.
В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.
Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.
А что с Новороссийском?
А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.
Возможно, «Керчь» вполне подойдет.
4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.
Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.
Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на “Кутузове”.
Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.
В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.
Крейсер «Михаил Кутузов». Прогулка по палубе
В флоте разных кораблей мира хватает своих легендарных личностей и кораблей. Некоторые из стальных гигантов обрели бессмертие исключительно в легендах и воспоминаниях, другие – стали музеями. В советском флоте таким музеем стал крейсер проекта 68-бис “Михаил Кутузов”.
Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. В свою очередь, этот проект стал развитием проекта 68, о котором мы уже писали. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
Многие послевоенные корабли проекта 68-бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира. Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в город Ленинград. Путешествие выдалось бы довольно тривиальным, если бы перед экипажем не поставили боевую задачу: в пути через Северо-Западную Атлантику найти сильный шторм и пройти сквозь него в целях проверки корабля на прочность. В сентябре «Михаил Кутузов» нашёл подходящую погоду в районе Шетландских островов, где 9-бальный шторм практически положил его на борт. Угол крена достиг 67 градусов — максимума за всю историю службы, — после чего корабль вернулся на ровный киль. Правую скулу — литой участок весом 20 тонн — просто вывернуло вместе с якорем и положило на палубу. В таком состоянии крейсер дошёл до пункта назначения, города Ленинграда, но уже 7 ноября после ремонта стоял на параде на Неве.
Прогулка по палубе
Сегодня «Михаил Кутузов» базируется в порту города Новороссийска и является кораблём-музеем. Корабль обладает достаточно внушительными габаритами и выглядит гигантом даже на фоне гор. Расстояние между самой высокой и самой нижней точками корабля — клотиком и килем — 59 метров. Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и поэтому не видны. Но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.
Про крейсер “Михаил Кутузов”
В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис “Михаил Кутузов”. В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. “К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки”. Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.
Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на “Михаиле Кутузове”, а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо – по хирургической.
А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки – это выдаваемыми сигаретами.
Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). “Перекур” называются. Матросы сообщили, что закурить “Перекур” имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО “Донской табак” забористый черноморский “превед”, моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.
Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда – около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе “никаких кривляний не надо” – спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то “гуськом”, то вприсядку по жилому помещению.
Осмотрев корабль “от киля до клотика” под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка – очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику – день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.
“Беска” в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле “гламурный дембель”. Обычной ленточки с надписью “Черноморский флот” в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский – запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!
Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет – маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.
Про основные тактико-технические данные крейсера:
Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина – 210 м, ширина – 21 м, осадка – 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт – 100 мм , башни – 175 мм, рубка – 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2×5 533-мм торпедных аппарата (именно на “Михаиле Кутузове” их нет).
Экипаж: 1270 чел.
“На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.
Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.
Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование — в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей — апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.
В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года”.
Про неоднозначную историю корабля подробнее:
Легкий крейсер пр.68-бис “Михаил Кутузов” был заложен 22.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29.11.1952 г., вступил в строй 30.12.1954 г. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период “холодной войны”. Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг., Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг. и в Варну (Болгария) в 1964 г.
01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. – вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
Но открытию на корабле музея предшествовала целая история, выдержку из которой я приведу, а интересующиеся снова могут ознакомиться с подробностями по ссылке самостоятельно. “. Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили – «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.
Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.
Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России”.
Как сообщает нам Википедия – “Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки”.
Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в .mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.
Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь.
Про крейсер “Михаил Кутузов”
В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис “Михаил Кутузов”. В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. “К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки”. Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.
Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на “Михаиле Кутузове”, а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо – по хирургической.
А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки – это выдаваемыми сигаретами.
Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). “Перекур” называются. Матросы сообщили, что закурить “Перекур” имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО “Донской табак” забористый черноморский “превед”, моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.
Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда – около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе “никаких кривляний не надо” – спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то “гуськом”, то вприсядку по жилому помещению.
Осмотрев корабль “от киля до клотика” под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка – очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику – день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.
“Беска” в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле “гламурный дембель”. Обычной ленточки с надписью “Черноморский флот” в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский – запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!
Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет – маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.
Про основные тактико-технические данные крейсера:
Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина – 210 м, ширина – 21 м, осадка – 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт – 100 мм , башни – 175 мм, рубка – 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2×5 533-мм торпедных аппарата (именно на “Михаиле Кутузове” их нет).
Экипаж: 1270 чел.
“На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.
Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года — приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.
За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.
Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование — в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей — апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.
В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля — как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.
Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года”.
Про неоднозначную историю корабля подробнее:
Легкий крейсер пр.68-бис “Михаил Кутузов” был заложен 22.02.1951 г. в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29.11.1952 г., вступил в строй 30.12.1954 г. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период “холодной войны”. Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 гг., Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 гг. и в Варну (Болгария) в 1964 г.
01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. – вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
Но открытию на корабле музея предшествовала целая история, выдержку из которой я приведу, а интересующиеся снова могут ознакомиться с подробностями по ссылке самостоятельно. “. Через несколько недель адъютант командующего сообщил нам, что на флот пришла директива ГК ВМФ с решением реализации крейсера как госимущества на металл (мы говорили – «на иголки»). Даны указания управлениям и отделам флота.
Лука Петрович и я быстро набросали текст обращения, начав его фразой: «Глубокоуважаемый Евгений Максимович!». На компьютере я набрал текст на нашем специальном бланке, на котором вверху слева силуэт крейсера, справа — его герб, и на принтере отпечатал. Обращение тут же вложили в конверт и через проводника поезда отправили в Москву, где уведомленное нами доверенное лицо его получило.
Через день утром Евгений Максимович Примаков, премьер-министр России, видит наше письмо на своем рабочем столе, читает его и велит секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ, а тому говорит приблизительно следующее: «Я вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов » на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля – музея». Так буднично было, наконец, принято окончательное решение о дальнейшей судьбе крейсера, решение, которое не могли теперь оспорить ни ГК ВМФ, ни МО России”.
Как сообщает нам Википедия – “Один из крейсеров этой серии, купленный Турцией на лом, был использован ВМС США в качестве мишени на учениях, но в результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, потопить так и не удалось. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, пояс был интегрирован в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками делали его очень живучим во время торпедной атаки”.
Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в .mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.
Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь.