Сверло для высверливания сварных точек
Чем высверлить точечную сварку?
Точечная контактная сварка давно применяется при соединении металлоконструкций. Для автомобилестроения применение роботизированной точечной сварки стало настоящим спасением — вместо несущих рам, появилась возможность производить недорогие несущие кузова, по прочности и безопасности превосходящие старые технологии.
При необходимости ремонта такого изделия обычно пользуются методом высверливания точечной сварки. Этот метод имеет следующие достоинства:
- технологичность;
- дешевизна;
- скорость;
- доступность даже для гаражных мастерских.
Необходимые инструменты и приспособления
Чтобы быстро и качественно заменить кузовную деталь высверливанием, нам потребуются:
- Электроинструмент: дрель, шуруповерт, углошлифовальная машинка,
- Ручной инструмент: молоток, зубило, узкое долото.
- Приспособления и насадки: сверло для точечной сварки, коронки по металлу соответствующего диаметра, наждачная бумага, отрезные и зачистные круги.
- Сварочный полуавтомат
Дрель и «болгарка» должны быть с регулировкой оборотов — так легче добиться хороших результатов. Применение ручных механических дрелей непрактично — высверливание требует минимум 600 — 800 оборотов в минуту.
Высверливание может осуществляться насквозь — так снимается ремонтная часть из кузова-донора. Такой способ может осуществляться любой подходящей оснасткой по металлу.
Если есть необходимость высверлить только лицевую часть состыкованных панелей, то потребуется специальная заточка сверла для точечной сварки. Она максимально плоская, на носике имеется поводок — конусообразный выступ, удерживающий центр в нужном месте. Такое сверло можно приобрести или изготовить самостоятельно.
Удалить металл вокруг точки можно коронкой. Она имеет специальный подпружиненный центрующий упор. Он является регулируемым ограничителем — правильно настроив, выбрать «лишнее» железо невозможно. Коронка «выгрызает» металл вокруг точки, не истончая деталь. Этот способ применим к высверливанию поврежденной части на ремонтируемом кузове, когда нельзя повреждать места прилегания ремонтной детали.
Заточка сверла для точечной сварки
В процессе сварки контактной сваркой металл уплотняется, поэтому высверливать его довольно трудно. Сверла должны быть изготовлены из прочной быстрорежущей стали и иметь специальную заточку.
Для сквозного высверливания. Если детали планируется прокручивать насквозь, можно воспользоваться обычным сверлом, заточенным на конус. Диаметр подбирается на 1-2 мм шире сварной точки.
Для просверливания одной детали. Имеют практически плоскую заточку, в центре сверла есть выступ — поводок. Он предназначен для центровки и по внешнему виду напоминает маленькое сверлышко. Поводок может быть узким — подойдет для работы с тонкой жестью, и широким — подойдет для работы с толстым металлом. Диаметр подбирается по диаметру точки или чуть шире.
Корончатые сверла. Состоят из режущей части, направляющего поводка и хвостовика. Режущая часть может быть изготовлена из мягкого материала с твердосплавными напайками. Внутренний диаметр коронки должен быть на 1 мм шире точки. Особенность работы коронкой заключается в том, что она не высверливает материал точки, а выбирает металл детали вокруг нее.
Повторить самостоятельно форму заточки в гаражных условиях довольно сложно. Важно не испортить поводок и не перегреть металл. Потребуется калиброванный заточный станок и кондуктор. Опытный токарь может заточить сверло на обычном станке, но сверло будет работать хуже.
Процесс высверливания
Отсоединение кузовной детали состоит из нескольких логичных этапов:
- Подготовка. Стоит удалить все резинки, молдинги, накладки. Вся кромка стыка должна быть видна. Зачищаем кромку наждачной бумагой — так будут видны все точки. При необходимости узким острым долотом снимается герметик, шпатлевка или наплывы краски.
- Кернение точек. Острым керном аккуратными ударами намечаем центр сверления. Накерненные точки помогут держать центр и не сломать сверло в начале работы.
- Высверливание. Острым носиком сверло устанавливается в центр сварной точки в намеченное углубление. Высверливать точечную сварку необходимо на низких оборотах, двумя руками следует прочно удерживать дрель — детали неровные, и края инструмента всегда стараются задеть за выступы металла.
- Отсоединение поверхностей. Как правило, детали после высверливания продолжают держаться на краске, герметике или не высверленных участках. Отсоединить поможет поддевание плоской тонкой стамеской, ей же вырубаются невысверленные участки.
Новое сверло прослужит значительно дольше, если его не перегревать и работать аккуратно, дрель должна быть перпендикулярна обрабатываемой поверхности. Обороты лучше установить невысокие, изредка рабочую поверхность нужно смазывать. Толстые детали высверливаются в несколько приемов с периодическим охлаждением режущей части.
Другие способы удаления точечной сварки
Есть несколько способов, как удалить сварные точки в труднодоступных местах. Они могут применяться в комплексе с высверливанием, если добраться к точке проблематично.
- Вырубка. Между деталями устанавливается острое зубило, резкими ударами точка срубывается. Детали деформируются, поэтому потребуется дополнительная правка. Облегчить процесс можно пневматическим зубилом или перфоратором
- Вышлифовывание. Абразивным кругом выбирается металл точки до появления четких очертаний соединения. Способ требует аккуратности, так как есть риск повреждения детали.
- Вырезание. Для этого потребуется аппарат плазменной резки. Им можно аккуратно насквозь вырезать точки, а отверстия заварить.
В зависимости от целей, которые стоят перед мастером и удобства применения можно применить любой из предложенных способов. Каждый случай уникален. стоит доверять своему опыту и интуиции.
Сверло для высверливания точечной сварки. Особенности заточки
Специалистам по кузовному ремонту известна ситуация, когда необходимо снять элемент конструкции автомобиля, прикреплённый к смежным деталям путём точечной сварки. Гидропробойником удаётся воспользоваться далеко не всегда, поэтому наилучший вариант – специальное сверло для высверливания точечной сварки, установленное в патрон электродрели.
Конструкция
Сверло для точечной сварки опознать просто – его рабочий торец плоский, а по оси имеется заточенный на конус 90º кернящий выступ, благодаря которому можно избавиться от наиболее трудоёмкого этапа – центровки сверла. Поэтому умельцы часто для высверливания используют обычные свёрла, заточенные специальным образом.
Принципиально возможен и другой вариант высверливания точечной сварки – использование специальных коронок. Такой инструмент включает в себя центрирующий подпружиненный стержень, на который насажен режущий диск с несколькими торцевыми зубьями. Предполагается, что сначала пользователь вдавливает керн в металл, а затем, по мере погружения коронки в его толщу, производит высверливание металла вокруг зоны сварного шва. Для придания инструменту необходимой жёсткости, вся конструкция заключена в оправку.
Выполним сравнительную оценку эффективности обоих методов высверливания, предполагая, что металл коронки и сверла одинаков: быстрорежущая сталь Р18 (хотя инструменты такого рода изготавливаются также из сталей Р6М5, Р6М5К5 и даже Р9К6). Предпочтительно использовать инструмент отечественного производства: китайские производители могут вместо быстрореза предложить совсем иную сталь, типа 45Х с ожидаемо плохим финалом.
Коронка для точечной сварки
Инструмент – достаточно массивный, поэтому сначала рекомендуется плотно прижать к поверхности детали центрирующий стержень, а затем, на малых оборотах, приступать к вырезанию металла. Сложность в том, что при точечной сварке малоуглеродистая сталь, из которой изготавливаются все кузовные детали, существенно упрочняется. Поэтому вдавливание в металл центрирующего стержня потребует от работающего значительных усилий.
Вторая проблема — неодновременность врезания зубьев коронки в сталь. Это происходит потому, что поверхность в зоне сварки имеет микронеровности, образовавшиеся в результате термического воздействия от электродов для контактной сварки. Результат – вероятная эксцентричность высверленного отверстия.
Специалисты советуют предварительно кернить места высверливания (например, при помощи шуруповёрта), поскольку нередки случаи, когда центрирующий стержень выскакивает из гнезда, и коронка начинает сверлить сталь совсем в другом месте. В этом случае для операции необходимо иметь два приводных инструмента.
Ещё одна проблема при использовании коронок – их быстрый перегрев, в результате которого эффект теплового расширения увеличивает фактический размер полученного отверстия, и насадка трескается. После использования, коронки необходимо очищать от стружки.
Впрочем, не всё так плохо: коронки имеют двухстороннее исполнение, поэтому при затуплении достаточно перевернуть инструмент на 180º, и продолжать работу тем же комплектом.
Сверло
Инструмент для таких целей состоит из трёх участков:
- Керна (его высоту выбирают так, чтобы она была не менее толщины металла детали, обычно достаточно 2…3 мм).
- Основной режущей части. Она может быть обычной или с напылением нитридом титана, в этом случае долговечность сверла заметно увеличивается, а размеры режущей части не будут зависеть от температуры нагрева.
- Посадочной части под патрон электродрели.
Технология высверливания в этом случае несколько упрощается: вначале керн внедряется в металл изделия, а затем боковыми гранями сверла выполняется требуемая операция. В данном случае основная проблема – необходимость выдерживать инструмент строго перпендикулярно поверхности кузовной детали.
При выборе в пользу сверла для точечной сварки необходимо предварительно оценить точность расположения керна, для чего подойдёт штангенциркуль с ценой деления нониуса не 0,1 мм, а 0,01 мм. Несоосность приводит к тому, что часть сверла работает по незакалённому металлу, а потому нагрузка на инструмент распределяется неравномерно. Также придётся затрачивать больше времени на периодическую заточку сверла и собственно керна, тщательно выдерживая его угол при вершине и высоту.
Используя сверло для высверливания точечной сварки, также потребуется изменять число оборотов дрели: вначале оно должно быть небольшим, до 700…800 мин -1 . Тем не менее, суммарная трудоёмкость операции всё равно меньше, чем в предыдущем варианте, а для высверливания достаточно использовать только один электроинструмент – дрель.
Использование сверла для высверливания точечной сварки
Время чтения: 3 минуты
Точечная (она же контактная) сварка — одна из самых простых, и вместе с тем часто применяемых технологий соединения металлов и полимеров. Это быстрый метод, благодаря которому можно получить неразъемное соединение.
Но что, если вам необходимо разобрать конструкцию, сваренную с применением контактной сварки? Как убрать сварные точки? Профессионалы часто используют сверло для высверливания точечной сварки своими руками. И зачастую такие работы приходится выполнять в автосервисе. Ведь многие автомобили собираются с применением контактного метода.
В этой статье мы расскажем, как высверлить точечную сварку на автомобиле (или любой другой детали), чем отличается обычное сверло от сверла для сварных точек и какие особенности нужно учитывать, чтобы получить достойный результат, не деформировав деталь.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Сверла для контактной сварки отличаются от привычных строительных свёрл. Они имеют особую форму, благодаря которой их можно использовать для высверливания сварных точек, полученных при контактной сварке. Данный тип сверла можно использовать с большинством типов тонколистового металла: от меди до цинка. Изделия из полимеров так же можно просверлить.
Как мы указали выше, сверло для точечной сварки имеет особую, отличную от привычного сверла форму. На сверле для точечной сварки есть плоский торец и небольшой выступ в виде конуса. Выступ заточен под углом в 90 градусов и позволяет быстро отцентровать сверло относительно сварной точки.
Профессионалы утверждают, что для высверливания сварных точек необязательно использовать специальные сверла для точечной сварки. Мастера своего дела могут сами заточить сверло для высверливания точечной сварки, используя в качестве «основы» обычное строительное сверло. Это действительно возможно. Но заточка сверла — это тема для отдельной статьи. Поскольку процесс весьма трудоемкий и требует опыта.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
В качестве инструмента можно использовать обычную бытовую электродрель. Лучше, если она будет маломощной и с малым количеством оборотов. Идеальный вариант — дрель с ручной регулировкой количества оборотов. Так вы сможете без последствий удалить сварные точки, не деформировав деталь.
Вне зависимости от того, какое приспособление вы используете (будь то специальное сверло или обычное сверло с заточкой), вставьте его в дрель и прокрутите несколько раз. Убедитесь, что сверло надежно закреплено и готово к работе.
Прежде чем приступить к высверливанию, мы рекомендуем немного накернить сварные точки при помощи керна. Для этого можно использовать керн небольшого диаметра, менее 2 мм. Далее стандартным строительным сверлом расширьте диаметр полученного отверстия до 3 мм (если точка стандартного размера). Так вы сможете максимально сократить деформации детали при конечном высверливании.
После выполнения подготовительных операций можно начать высверливать точечную сварку при помощи специализированного или заточенного вами сверла. Работа займет считанные секунды за счет предварительной подготовки.
Если у вас дрель с ручной регулировкой оборотов, то установите не более 800 об/мин. При высверливании держите дрель параллельно металлу, ни в коем случае не под углом. Сверло должно быть перпендикулярно поверхности детали.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и все, что мы хотели рассказать вам об этом простом приспособлении. Вы можете использовать не только специализированные сверла для высверливания точечной сварки, но и обычные сверла. Достаточно правильно их заточить. О том, как это сделать, можно узнать из ролика, приведенного в статье. А вы когда-нибудь избавлялись от сварных точек? Какие приспособления вы использовали для этого? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже. Желаем удачи в работе!
Как заточить сверло для высверливания точечной сварки?
Для высверливания точек контактной сварки применяется специальная фреза или сверло с кончиком, заточенным особым образом. Такие свёрла стоят дороже, чем стандартные, так как при их производстве требуются дополнительные действия. Специальные свёрла бывают разных диаметров: 6, 8, 10 мм. Чаще всего используется сверло 8 мм. Оно высверливает точку контактной сварки по периферии. Отверстие остаётся на верхней кузовной панели, а нижняя панель остаётся практически не тронутой.
Специальное сверло для высверливания точек контактной сварки можно сделать самому. Нужно заточить обычное сверло по металлу так, чтобы резали только внешние точки сверла, а по центру был точечный выступ для центровки. Заточить такое сверло можно на точильном станке или даже болгаркой. В этой статье разберём вариант заточки сверла на точильном станке. Шлифовальный круг должен иметь нормальный, не закруглённый край, так как затачивание будет производиться именно при помощи края шлифовального круга.
Каким должно быть сверло для высверливания точек контактной сварки?
Кончик сверла должен располагаться точно по центру. Режущие края сверла должны быть на одинаковом расстоянии от центра сверла. Края должны выступать на одинаковую величину, чтобы при начале сверления сверло не уводило в сторону и сверление начиналось равномерно двумя кромками. Кончик сверла должен быть немного длиннее режущих кромок, то есть при начале сверления сначала будет касаться поверхности центральный выступ, а потом режущие боковые края. Если центральная точка будет равной по высоте с наружными вершинками сверла, то не получится начать сверлить с центрального выступа, и сверло будет ходить по поверхности, при попытке сверления. Углы режущих кромок должны быть примерно одинаковыми. Они не должны быть сильно острые или сильно тупые. Тупые углы кромок будут плохо врезаться в металл, а сильно острые будут быстро тупиться.
Способ заточки №1
Этот способ наиболее распространённый, его не один раз демонстрировали в видеороликах различные мастера. Нужно взять сверло по металлу диаметром 8 мм. Лучше использовать сверло с содержанием кобальта, так как оно наиболее прочное и будет дольше служить до следующей заточки. Сначала его кончик нужно сделать плоским, затупив на точильном станке. Можно полностью затупить кончик, либо оставить немного не сточенными края.
Далее затачиваем краем шлифовального круга от центра к краям, оставляя посередине небольшой точечный выступ. Хоть кончик и будет сточен, центр будет заметен (где стыкуются витки спирали). Края стачиваются по виткам каждой спирали. Таким образом, по бокам остаются режущие вершинки, а в центре острый кончик. Центр должен быть выше внешних вершинок на 1–1.5 мм. Проверить это можно, прислонив центральную часть сверла к плоскости. Сверло должно немного качаться на центральном выступе, касаясь внешних режущих кромок. В завершение нужно аккуратно, также краем круга, подточить бока центральной части, сделав её острее, чтобы сверло лучше центровалось и центральная перемычка не препятствовала сверлению. Каждый режущий край должен иметь одинаковую высоту, чтобы они резали металл в одно и то же время. Не забывайте периодически охлаждать сверло в воде, во время заточки.
Способ заточки №2
Второй способ заточки предполагает заточку также на точильном станке, краем шлифовального круга, но, в отличие от первого способа, кончик сверла не нужно предварительно полностью стачивать (затуплять). Стачиваются витки спирали на кончике между перемычкой (центром) и краем сверла. Краем круга обтачиваются оригинальные режущие кромки и площадка за ними (задние поверхности). Центр остаётся нетронутым, а оставшиеся края сверла будут новыми режущими кромками.
Не нужно постоянно удерживать сверло в постоянном контакте с краем шлифовального круга, вместо этого нужно слегка касаться и снова убирать сверло. Таким образом, заточка будет производиться постепенно и очень аккуратно, а сверло не будет быстро перегреваться. При необходимости, всё же нужно периодически охлаждать сверло водой. Стачивать нужно до тех пор, пока оригинальная режущая кромка не исчезнет. Чтобы заточить вторую сторону, нужно отвести сверло от шлифовального круга, повернуть его пальцами вокруг своей оси на 180 градусов и подвести нетронутую сторону к краю шлифовального круга.
Когда обе стороны будут обточены, следующим шагом нужно сточить лишнее с центральной части, чтобы ничего не мешало при резке основными режущими кромками. То есть, при стачивании оригинальных режущих кромок были сформированы новые режущие кромки и боковые стороны центральной части, а дополнительно нужно обточить две оставшиеся стороны центральной части. Главная функция центрального выступа – центрирование, поэтому важно, чтобы он был острым.
В результате этого способа заточки у сверла получаются более выраженные режущие кромки и более длинная центральная часть. Вы можете решить, какой длины она должна быть. Сверлом с более длинным кончиком легче высверливать точки сварки при отсутствии опыта. Достаточно будет сделать маленькое отверстие в центре точки контактной сварки. Сверло не потребуется держать идеально ровно, можно сверлить под наклоном или в труднодоступных местах, где сложно сверлить строго перпендикулярно к поверхности.
Высверливание точек контактной сварки заточенным сверлом
Используйте медленную скорость вращения при сверлении стали, так как вершинки режущих кромок маленькие и имеют маленькую массу, чтобы рассеивать нагрев. Периодически охлаждайте сверло, и оно прослужит дольше, пока не потребуется новая заточка. Более подробно о высверливании точек сварки читайте в отдельной статье.