331 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смазка циатим 221 аналоги и заменители

Смазка ЦИАТИМ-221. Назначение, особенности, современные аналоги.

Настоящей статьёй начинается краткий цикл публикаций о специальных смазках номенклатуры ГОСТ, которые в силу широко наступающего рынка современных смазочных материалов утратили первоначальное значениеи используются не всегда технически грамотно. Существует множество заблуждений, которые я постараюсьне столько разоблачить, сколько на их примерах пояснить принципы правильного подбора смазок. Ибо, как сказал Гельвеций, понимание принципов освобождает от запоминания бесчисленного множества частностей.

Итак, окутанный мифами о «крылатом» происхождении ЦИАТИМ-221, восприятие которого в сознании механиков зиждется на его аэрокосмическом назначении и довольно высокой цене, рассмотрим в техническом аспекте.

Несмотря на то, что даже аббревиатура ЦИАТИМ расшифровывается как Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел, а цена и авиационное предназначение выделяют 221-й на фоне большинства других смазок, это обстоятельство совсем не делает его лучшей смазкой на все случаи жизни. Напротив, область применения ЦИАТИМ-221 очень узка и специфична.

Проведём анализ достоинств и недостатков этой смазки на уровне физико-химических особенностей и эксплуатационных свойств.

Физико-химические особенности ЦИАТИМ-221 обусловлены его составом. А состоит эта смазка из кремнийорганической базовой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом. Особенности кремнийорганической жидкости определяют широчайший диапазон рабочих температур от минус 60°С (и много ниже), сохраняя работоспособность до +300°С. Это делает силиконовые смазочные материалы незаменимыми как в криогенном, так и высокотемпературном оборудовании. А низкая испаряемость кремнийорганики допускает их использование в условиях вакуума. Не случайно 221-й это типичная смазка для аэрокосмической техники!

Однако не всё так просто, ведь загуститель, состоящий из комплексного кальциевого мыла, «приземляет» эту «крылатую» смазку за счет своих довольно ограниченных свойств. Действительно, температура каплепадения на уровне

200°С определяет максимальную температуру использования не выше 150°С. А посредственные низкотемпературные свойства загустителя делают эксплуатацию ЦИАТИМ-221 несколько неуверенной при температурах ниже минус 20-30°С. Компенсируется этот недостаток лишь очень низкой температурой застывания базовой жидкости. Даже хорошая водостойкость загустителя нивелируется высокой гигроскопичностью, вследствие которой смазка, впитывая из окружающей среды влагу, уплотняется и изменяет изначальную консистенцию.

Сейчас сложно комментировать, почему ЦИАТИМ-221 настолько несбалансированный продукт, но с большой долей вероятности можно предположить, что технологии производства загустителей на рубеже 70-80 годов просто не позволяли создать что-то более уравновешенное. Последняя редакция государственного стандарта, регламентирующего производство ЦИАТИМ-221, датируется 1980 годом. Смазка производится по ГОСТ 9433-80 с 1980 года.

И всё-таки главные свойства смазки – её эксплуатационные свойства.

Итак, эксплуатационные свойства ЦИАТИМ-221.

Важнейшей характеристикой ЦИАТИМ-221 выступает весьма низкая эффективная вязкость на уровне не более 800 Па·с при -50°С, определяющая применение в высокоскоростных узлах трения с частотой вращения до 10000 об/мин., а также минимальную рабочую температуру до -60°С.

Не менее существенной характеристикой 221-го является химическая инертность смазки по отношению к углеводородным полимерам и эластомерам. Принцип растворения подобного в подобном в отношении этих материалов не действует, так как кремнийорганика – соединение не углеводородное.

Это принципиальное свойство определяет область её применения в парах трения металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т.п.

Однако ровно в такой же степени кремнийорганика противопоказана в парах трения металл-металл. Её трибологические характеристики в отношении металлов явно не достаточны и для стальных подшипников обычного оборудования ЦИАТИМ-221 не подходит.

Напомню, читатели, что трибология это наука о трении и физических явлениях, сопровождающих трение. В разрезе смазочных материалов нас интересуют непосредственно противоизносные и противозадирные свойства. Об этих свойствах силиконовых смазочных материалов поговорим подробнее.

Как было отмечено выше, кремнийорганические жидкости в силу своих физико-химических особенностей не образуют необходимую для эффективной защиты от износа пар трения металл-металл трибосистему, характерную для углеводородных масел. Причем исправить это положение с помощью привычных трибологических присадок и добавок также невозможно, так как кремнийорганика не способна формировать разделяющую поверхности трения смазочную плёнку.

Этим и объясняется применение силиконовых смазочных материалов только при высоких скоростях скольжения (качения), при которых разделяющий слой формируетсяза счёт гидродинамического эффекта. При малых и средних скоростях силиконовые смазки не эффективны. Механические нагрузки силиконовым смазкам также противопоказаны, так как опасны срывом гидродинамического клина и повреждением рабочих поверхностей.

Но в своей области смазка ЦИАТИМ-221 весьма востребована и в таких аппаратах, как высокоскоростные электрические машины, авиационные агрегаты, системы управления и приборы заменить её сложно. А поэтому производитель, не отказываясь от проверенного и востребованного рынком продукта, предлагает ЦИАТИМ-221 на основе уже современных достижений.

Если вы эксплуатируете высокоскоростные электрические машины или иное наземное оборудование, требующее смазки с высоким скоростным фактором и хорошими низкотемпературными свойствами, то идеальным решением для вас являются смазки на полиальфаолефиновых синтетических маслах, загущенные комплексно-литиевым загустителем.

Наиболее передовая по количеству инновационных смазок, выведенных на рынок России, компания АРГО предлагает для вас отлично зарекомендовавшую серию TermoSint. За счет комплексно-литиевого загустителя смазки TermoSint работоспособны при температурах до +180ºС, а синтетическое (ПАО) базовое масло обеспечивает минимальную температуру применения до минус 60ºС. При этом достаточно высокие трибологические свойства смазки позволяют применять её даже в высоконагруженных подшипниках. Вот один из продуктов этой серии для агрегатов, работающих при скоростях до 10000 об/мин – смазка TermoSint 15.

Смазка Циатим 221

Смазка ЦИАТИМ 221 не потеряла своей актуальности в современном машиностроении благодаря характеристикам. За довольно длинный период эксплуатации о ней сложилось не мало мифов. Применение ЦИАТИМ 221 – отличается большим температурным диапазоном от -60°С до +150°С. Изобрел Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел.

Из-за ее происхождения существует мнение о том, что она применяется только для авиационных потребностей. На самом же деле область использования намного больше. Смазка полностью сделана по ГОСТ 9433-80.

Технические характеристики

Благодаря своим характеристикам ЦИАТИМ 221 может применяться при экстремальных температурах. При эксплуатации при минусовых температурах сильно не замерзает. Нижний предел температуры – 60 °С.

  • испаряемость при 150°С: до 2%;
  • коллоидная стабильность: 7%;
  • свободная щелочь: не больше 0,08%;
  • температура каплепадения: 200°С.

ЦИАТИМ 221 – не устойчива к коррозии

Состав ЦИАТИМ 221:

  • Кремниевая органическая жидкость;
  • Загуститель – комплексное мыло;
  • Присадка от окиси.

В составе – отсутствует вода

Читать еще:  Граверный инструмент по металлу

Свойства

ЦИАТИМ 221 располагает свойствами, которые делали ее наилучшей для своего времени:

  • обладает качеством смазывания деталей при давлении 0,6 кПа;
  • не разводится в воде;
  • малая устойчивость к износу;
  • при поднятии температуры её свойства стабильны;
  • не меняются рабочие свойства при существенном понижении температуры;
  • ее применяют в отсутствии агрессивных паров;
  • сохраняет плотность при впитывании влаги;
  • инертна к резине и полимерам;
  • работает при разной температуре от -60°С до + 150°С;
  • сохраняет свое качество до 40 лет.

Применение

ЦИАТИМ 221 еще раз подчеркивает с какой тщательностью в нашей стране относятся разработчики к изготовлению товара для военной промышленности. В нем заранее закладывается огромный потенциал уникальных качеств.

ЦИАТИМ 221 используется для смазки подшипников. Достигается превосходная работа при частоте вращения до 10 000 оборотов в минуту.

Невероятно, ведь эта смазка изготавливалась сугубо для применения в авиации и разрабатывалась для 80-х годов прошлого века.

Однако по истечении продолжительного времени она не потеряла своих способностей и остается конкурентной среди современной продукции.

В настоящее время она смазывает узлы новейших разработок техники.

Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 221

  • не разводится в воде;
  • остается стабильной при нагревании;
  • инертна к полимерам и резине;
  • используется круглый год;
  • сохраняет свои качества даже при давлении до 666,5 Па;
  • качественно осуществляет смазку узлов трения поверхностей;
  • обеспечивает стабильную работу механизмов;
  • смазка не является пожароопасной;
  • защищает оборудование от появления коррозии;
  • способна не терять своих качеств при правильном хранении до 40 лет.
  • маленькая химическая стойкость – применение только с небольшими примесями агрессивных паров;
  • не рекомендуется для применения в больших механизмах.

Безопасность человеческого организма. ЦИАТИМ 221 безвредна для организма человека. Однако при ее использовании следует придерживаться следующих мер безопасности:

  • пользуйтесь перчатками;
  • тщательно мойте руки перед едой и курением.

Как уберечь себя от подделки

Для получения качественного товара необходимо его соответствие ГОСТу, выполнение требований:

  • 100% придерживаться требований ГОСТ;
  • тестировать характеристики во время всего производства.

Однако, есть производители ЦИАТИМ 221, которые пользуются неосведомленностью работников предприятий нашей промышленности. Они продают подделку. В качестве основы применяют очищенное нефтяное минеральное масло.

Другие, при помощи масел разбавляют смазку Литол-24 и продают ее под видом смазки ЦИАТИМ 221.

Цена аналогов значительно ниже стоимости оригинала. Соответственно характеристики таких подделок не сравнимы с оригиналом. Это вредит отзывам о ЦИАТИМ 221 и ставит под угрозу эксплуатацию приборов.

Во избежание финансовых потерь приобретать ее нужно только у лицензированных продавцов.

Особенности ЦИАТИМ 221

  1. Достаточно высокая температура ее применения, достигающая +150°С. И холодный предел – 60°С.
  2. Инертна к полимерам и пластику, применяется в узлах с резиной, пластиком и металлом.
  3. ЦИАТИМ 221 используется в самой разнообразной технике, где предусмотрены большие обороты. Благодаря своим качествам она подходит для применения в вакууме.

Актуальность в наше время

Несмотря на то, что указанная смазка была изготовлена еще в прошлом веке, последняя ее модификация произведена в 1980 году – она остается актуальной в наши дни. Ко всему вышеперечисленному применению ее удачно используют в качестве масла при смазывании вентиляторов охлаждения современных компьютеров. Это позволяет гарантировать долгую и бесперебойную эксплуатацию таких мелких и деликатных деталей. Данный факт лишний раз подтверждает дальновидность изобретателей смазки ЦИАТИМ 221, заложенные в ней высокие требования к рабочим характеристикам оригинального качественного продукта.

Производится в алюминиевых бочонках объемом от 40 до 200 грамм. Для транспортировки продукт складывают в ящики.

Аналоги

При отсутствии ЦИАТИМ 221 её можно заменить следующими продуктами:

  1. ЦИАТИМ-221F это доработанная ЦИАТИМ 221. Добавили ультрадисперсный политетрафторэтилен. В результате перестала впитываться влага, стала больше рабочая температура, улучшились смазывающие качества. Температурный диапазон от -60 ºC до 150 ºC.
  2. HUSKEY 350 Silicone Grease

ЦИАТИМ 221 лучше ВНИИНП-242 и смазки 1-13. Благодаря большей температуре и качественным рабочим свойствам. Однако нужно знать, что обычные электрические машины не требуют такой дорогой и качественной смазки.

С момента изобретения данного продукта уже прошло более половины века, однако благодаря удивительным качествам он остается актуальным и в настоящее время. ЦИАТИМ 221 пользуется не только авиационная промышленность – она достаточно востребована и во многих сферах. Соответственно, продукт достаточно дорого стоит.

Будьте внимательны к предложениям со значительной скидкой – остерегайтесь подделок.

Смазка циатим 221 аналоги и заменители

От качества применяемых смазочных материалов зависит продолжительность эксплуатации различных агрегатов. Чтобы максимально уменьшить процесс трения между металлическими деталями можно использовать не только масла, но и пластичные составы.

Существует огромное количество подобных материалов, но для людей, которые предпочитают использовать продукцию отечественного производства наилучшим решением будет приобретение смазки «Циатим 221».

О характеристиках и применении «Циатим 221», а также за какое количество российских рублей можно приобрести этот товар будет рассказано далее.

Характеристики

Основным преимуществом смазки «Циатим 221», перед другими пластичными составами, заключается в возможности использования её при жёстких температурных условиях. Вещество сохраняет физические свойства при +150 градусах. Если необходимо обработать механизмы находящиеся на морозе, то состав может быть использован при температуре до минус 60 градусов.

Высокая универсальность этого материала достигается за счёт правильно подобранных веществ входящих в состав «Циатим 221». Для производства смеси применяются следующие ингредиенты:

  1. Силиконовое масло.
  2. Кальциевое мыло.
  3. Антиокислительные присадки.

«Циатим 221» не содержит воды, но при хранении в открытой ёмкости поглощает её из воздуха. Чтобы предотвратить этот процесс запрещается оставлять открытыми ёмкости со смазкой, а также использовать её для обработки механизмов и машин, работающих в условии повышенной влажности.

Смазка может быть применена для снижения трения при работе металлических деталей, но особенно эффективна при использовании в узлах, где происходит соприкосновение трущихся металлических и резиновых поверхностей. Благодаря отсутствию в составе продуктов нефтепереработки и наличию антиокислительных присадок удаётся добиться максимального срока эксплуатации сальников и манжет подшипников.

Недостатки

Основным недостатком смазки «Циатим 221» является высокая гигроскопичность продукта. Если применение материала будет производиться в условиях пониженных температур, то ранее впитанная влага кристаллизуется и антифрикционные свойства будут резко снижены.

Несмотря на возможность использования «Циатим 221» в механизмах с высокой скоростью вращения, оптимальным будет применение этого вида пластичных материалов только в парах трения металл-резина и металл-пластик.

Читать еще:  Как определить проводимость транзистора

Подшипники скольжения, работающие при высоких скоростях, лучше смазать составами, предназначенными для работы в подобных условиях.

Применение

Наиболее часто этот вид смазки применяется в подшипниках качения электрических машин. Также можно использовать «Циатим 221» для обработки валов имеющих специальные резиновые манжеты, которые предохраняют механизм от попадания пыли.

Отлично подходит пластичный состав для механических рулевых реек легковых автомобилей и шаровых опор.

Циатим 221F

Смазка «Циатим 221F» является улучшенной версией «Циатим 221», основное отличие которой заключается в неспособности поглощать влагу из воздуха. Благодаря отсутствию гигроскопичности «Циатим 221F» может быть успешно применен для смазки агрегатов, работающих в условиях высокой влажности.

Имеются также и существенные отличия в составе пластичных материалов. «Циатим 221F» содержит ультрадисперсный политетрафторэтилен, который позволяет существенно увеличить противоизносные свойства смазочного материала.

Также увеличена термостойкость и устойчивость к агрессивным средам, что позволяет значительно расширить область применение усовершенствованного пластичного состава.

Отличие «Циатим 221» от «Циатим 201» и стоимость

Основная разница Циатим 201 и 221 заключается в составе смазочных материалов. «Циатим 201» содержит продукты переработки нефти, поэтому существенно снижена максимальная рабочая температура, при которой можно будет использовать данный состав. Также не рекомендуется использовать этот вид смазочного материала для обработки резиновых деталей.

Во всех остальных случаях материалы могут быть взаимозаменяемыми, в том числе, когда необходимо использовать смазку при очень низкой температуре воздуха.

Кроме перечисленных различий материалы существенно отличаются в стоимости. Цена «Циатим 221», как правило, в 4 – 5 раз выше чем «Циатим 201». На российском рынке «Циатим 221» можно купить за 800 руб/кг.

Аналоги «Циатим 221»

Если по каким-либо причинам не удаётся приобрести оригинальную марку, то можно использовать следующие аналоги:

  1. HUSKEY 350 Silicone Grease – высокотемпературная силиконовая смазка, которая может применяться как заменитель «Циатим 221» и «Циатим 221F». Максимальная температура, при которой не происходит заметного снижения противозадирных и антифрикционных качеств, лежит в диапазоне от минус 50 до + 300 градусов.
  2. AeroShell Grease 15 – силиконовая смазка работающая при температуре от -73 до +232 градусов. Отлично подходит для использования в подшипниках качения работающих при невысоких скоростных нагрузках.

Современные аналоги «Циатим 221» немного дороже, но благодаря более широкому температурному диапазону и улучшенному составу применяемых присадок позволяют добиться существенного увеличения эксплуатационного ресурса обрабатываемых деталей.

Заключение

Отзывы о смазке «Циатим 221» уже более полувека только положительные. Благодаря относительно невысокой стоимости и отличным эксплуатационным качествам этот вид смазочного материала ещё долгое время будет использоваться по назначению. Но если возникла необходимость в применении более совершенных составов, то можно использовать любой из аналогов представленный в этой статье.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Смазка «Циатим-201» — это антифрикционная многоцелевая смазка, используемая в мало- и средне нагруженных узлах скольжения, трения и качения. Область использования смазки — авиационная и автомобильная техника, электромеханические приводы, точные приборы и так далее. Особенностью «Циатим-201» является то, что она способна работать при низких температурах (до –60°С), не высокой влажности и незначительных механических нагрузках. Благодаря этому повсеместно используется в автомобилях в северных широтах, в частности, в условиях Крайнего Севера.

Характеристики и свойства «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.

Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:

Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.

Так выглядит смазка у которой закончился строк годности

К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.

В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ). Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  • подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
  • оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • оси вращающихся механизмов;
  • валики;
  • подшипники скольжения;
  • петли;
  • тросы в оболочках;
  • гибкий вал спидометра;
  • рулевая рейка;
  • в шаровых шарнирах;
  • так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.

Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.

Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.

Аналоги «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BP Energrease SY-HT 2. Высококачественная противоизносная смазка для использования при высоких температурах. Обладает антиокислительными свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температур. Используется в высокооборотистых подшипниках. Диапазон рабочих температур — –50°С. +200°С.
  • Shell AeroShell Grease 6. Универсальная минеральная смазка, имеющая в своем составе ингибиторы, которые задерживают процесс окисления и коррозии. Может использоваться для антифрикционных подшипников, коробок передач и различных подшипников. Диапазон рабочих температур — –40°С. +121°С.
  • Shell AeroShell Grease 22. Высококачественная многоцелевая смазка для тяжелых условий эксплуатаций. Основа смазки — углеводородное синтетическое базовое масло, загущенное «Микрогелем». Имеет в своем составе антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и повышающие несущую способность присадки. Диапазон рабочих температур — –65°С. +204°С.
  • Mobil Mobiltemp SHC 32. Это пластичная смазка, отличающаяся длительным сроком службы и предназначенная для закладки в шариковые и роликовые подшипники качения (обслуживаемые и герметичные), а также в шпонки, винты и закрытые передачи. Диапазон рабочих температур — –50°С. +180°С.
  • Teboil 0-Grease. Это специальная литиевая смазка, основанная на очень жидком минеральном масле. Рекомендуется для использования в работающих при небольших нагрузках подшипниках качения, измерительных и других приборах даже при очень низких температурах. Диапазон рабочих температур — –50°С. +80°С.
  • HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease. Универсальная смазка для автомобильного транспорта. Диапазон рабочих температур — –75°С. +221°С.
Читать еще:  Самодельный гравер по металлу

Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.

Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:

  • «Циатим-221» — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
  • Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С. +150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С. +90°С).
  • «Циатим-221» стоит приблизительно в 3. 5 раз дороже, чем «Циатим-201».
  • «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
  • «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.

В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.

Итоги

Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.

Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.

Легендарные смазки из СССР: ЦИАТИМ 221

Одна из наиболее популярных смазок, появившихся еще в СССР, ЦИАТИМ 221 до сих пор востребована и широко используется на отечественных предприятиях.

Эта легендарная пластичная смазка была разработана для обслуживания авиационной техники. Однако в действительности область ее применения оказалась значительно шире.

Посмотрим, что из себя представляет данный смазочный материал.

Как выглядит и из чего состоит ЦИАТИМ 221

ЦИАТИМ 221 имеет вазелинообразную консистенцию грязно-желтого или светло-коричневого цвета. Поверхность смазки гладкая и блестящая. Этот материал производится по ГОСТ 9433-80 на основе силиконового базового масла, загущенного кальциевым комплексом.

Какие плюсы и минусы у ЦИАТИМ 221?

  • Работает при очень низких (от ‑60 °C) и высоких (до +150 °С) температурах. Это главный плюс и основная “фишка” смазки
  • Если смазка расплавилась под действием высоких температур, то при последующем охлаждении ее исходные свойства полностью восстанавливаются
  • Сохраняет рабочие характеристики под действием кислорода и высоких температур
  • Удерживается в высокоскоростных подшипниках
  • Может использоваться для смазки пластмассовых и резиновых деталей
  • С учетом малой испаряемости может применяться в вакууме
  • Не раздражает слизистые оболочки и кожу человека
  • Не растворяется в воде (способна работать даже в кипящей воде)

Теперь пройдемся по недостаткам ЦИАТИМ 221:

  • Не выдерживает высокие нагрузки
  • Имеет низкие противоизносные показатели
  • Плохо работает в паре трения “металл-металл”
  • Впитывает влагу из воздуха, за счет чего ухудшаются рабочие характеристики смазки

Применение ЦИАТИМ 221

Пластичная смазка ЦИАТИМ 221 используется в таких узлах и механизмах, как:

  • Агрегатные подшипники летательных аппаратов
  • Подшипники электрооборудования с частотой вращения до 10 тыс. об./мин.
  • Ненагруженные узлы оборудования, работающего на морозе
  • Высокоскоростные системы управления и измерительные приборы
  • Узлы трения с металлическими резиновыми деталями (пары трения “металл-резина”)
  • Узлы трения, которые работают в вакууме

Чем можно заменить ЦИАТИМ 221?

  1. Пластичная смазка EFELE SG-311. Как и ЦИАТИМ 221 может использоваться при температурах от -60 °С. Отличается тем, что хорошо работает в парах трения “металл-металл”, выдерживает более высокие нагрузки и скорости вращения. Имеет цену, сопоставимую с ценой ЦИАТИМ 221.
  2. Пластичная смазка Molykote EM-60L. Имеет такую же морозостойкость, как и ЦИАТИМ 221, но уступает ему по термостойкости (+130 °С против +150 °С у ЦИАТИМ 221). Работает при высоких нагрузках и в запыленной среде.
  3. Пластичная смазка Huskey HVS-100 Silicone Grease. Работает при температурах от -43°С до +299 °C (они же – температуры застывания и плавления соответственно). Не растворяется в воде, нефтяных и растительных маслах, углеводородах, глицерине, разбавленных кислотах и щелочах. Имеет пищевой допуск NSF H1 на случайный контакта смазки с продуктами питания. Цена смазки очень высока.

Полный аналог ЦИАТИМ 221 найти очень сложно, но, по большому счету, он и не нужен. Приведенные в статье и другие аналогичные смазочные материалы имеют определенные сильные стороны, которые следует учитывать при выборе смазки для какого-то конкретного применения.

А вы используете ЦИАТИМ 221 или его аналоги? Пишите в комментариях:)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: