221 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прессовая посадка обозначение на чертеже

Черчение

Определение и обозначение посадок

Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соеди­нить или, как говорят, «посадить» одну деталь на другую — отсюда и ус­ловно принятое в технике выражение «посадка» для обозначения ха­рактера соединения деталей. Одни соединения допускают определенную свободу движения деталей относительно друг друга. Другие, наоборот, обеспечивают неподвижность соединенных деталей. Так, например, ра­бочий шкив ременной передачи должен быть плотно (неподвижно) наса­жен на вал, а холостой шкив может свободно вращаться на неподвижной оси.

Применение тех или иных посадок соответствует замыслу конструктора при проектировании машины. Таким образом, под словом «посадка» пони­мается не конструкция самого соединения, а степень подвижности собран­ных деталей относительно друг друга. Сборку двух деталей можно осущест­вить с зазором (одна деталь свободно входит в другую) или с натягом (для соединения таких деталей необходимо применить усилие).

Зазором (рис. 119,I) называется разность размеров отверстия D и ва­ла d, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает свобо­ду относительного перемещения деталей. Чем больше зазор, тем больше свобода движений в соединении.

Натягом (рис. 119, II) называется разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Посадки разделяют на три группы: посадки с зазором (подвижные посадки). Для этих посадок диа­метр отверстия больше диаметра вала, благодаря этому детали в собранном состоянии обладают свободой взаимного перемещения.

При конструировании машин подвижные посадки выбирают по услови­ям, в которых будет работать проектируемое соединение. При этом определяется такой зазор при котором коэффициент трения минимален. По­движные посадки разделяются между собой установленной величиной за­зора. Каждая следующая посадка в приведенной в табл. 10 последователь­ности характеризуется относительно меньшим зазором по сравнению с предыдущей;

Посадки с натягом (неподвижные посадки). Для этих посадок диаметр отверстия меньше диаметра вала, что обеспечивает соединение с натягом. Посадки этой группы характеризуются неразъемностью соеди­нений. Такие соединения осуществляется под прессом, при нагреве охва­тывающей детали (отверстия) или охлаждения охватываемой (вала).

Неподвижные посадки применяют в том случае, когда возникает необхо­димость исключить возможность относительного перемещения соединен­ных деталей или передавать крутящий момент без дополнительных средств крепления (шпонки, винты установочные, штифты и т. п.);

Переходные посадки. Переходными эти посадки названы по­тому, что до сборки вала и отверстия нельзя сказать, что будет в соедине­нии — зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия может быть меньше, больше или равен диаметру вала (рис. 119, III).

Группа переходных посадок предназначается для соединений, которые подвергаются разборке и сборке под легкими ударами деревянного или свинцового молотка.

Система ИСО содержит 27 обозначений полей допусков для отверстия, столько же — для валов. Путем сочетания разноименных полей допусков можно получить свыше 700 различных посадок, в которых отверстие и вал будут обозначаться не только одинаковыми, но и разными буквами. Однако одновременное применение всех возможных полей допусков неэкономич­но, так как это затруднило бы унификацию изделий, размерных инстру­ментов и калибров. Для практического применения рекомендуется ограни­ченное число предпочтительных посадок (27 посадок в интервалах разме­ров от 1 до 500 мм).

Ниже в табл. 10 приводится обозначение полей допусков по группам. Со­поставляя каждую пару одинаковых по значению букв и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшаю­щимися зазорами до нулевого, далее 4 переходные посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом. Указанные поля допусков определенным обра­зом сгруппированы по квалитетам.

Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения (ха­рактеристика расположения) и квалитета (характеристика допуска). Соот­ветственно условное обозначение поля допуска состоит из буквы основного отклонения и числа — номера квалитета, например: поля допусков валов h6; d10; s7; поля допусков отверстий Н6,D10, S7.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Услов­ное обозначение посадки выполняется в виде дроби или в одну строку, при­чем в числителе или на первом месте указывается обозначение поля допус­ка отверстия, а в знаменателе или на втором месте — вала, например: H8/f7; H8—f7.

Структура единой системы допусков и посадок. Обозначение на чертежах

Посадка— характер соединения детали, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Для обеспечения взаимозаменяемости используется Система допусков и посадок— совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов (ИСО и ЕСДП). Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин.

Сочетанием полей допусков валов и отверстий могут быть получены разные посадоки. Для сокращения вариантов полей допусков приняты две системы посадок. отверстия и вала:

Посадки в системе отверстия — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием (рис. 1, а), котороеобозначают Н.

Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия El= 0, т.е. нижняя граница поля допуска основного отверстия всегда совпадает с нулевой линией, верхнее отклонение ES всегда положительное и равно цифровому значению допуска, т.е. TD. Поле допуска основного отверстия откладывают вверх, т.е. в материал детали.

Посадки в системе вала — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом (рис. 1, б), который обозначают h. Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала es= 0, т.е. верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией, нижнее отклонение el отрицательное и равно цифровому значению допуска по модулю. Поле допуска основного вала откладывают вниз от нулевой линии, т.е. в материал детали.

Читать еще:  Приспособление для поднятия машины без домкрата

По технологическим причинам при обработке деталей проще обеспечить высокую точность размеров отверстий, поэтому преимущественное распространение получила система отверстия.


Рис. 1

Различают посадки трех тиков: — с зазором, с натягом; переходные.

Вал и отверстие, образующие посадку, имеют один и тот же номинальный размер и различаются верхними и нижними отклонениями. По этой причине на чертежах над размерной линией, посадку обозначают после номинального размера дробью, в числителе которой записывают предельные отклонения для отверстия, а в знаменателе – аналогично для вала.

Разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия, называется натягом N. Посадка с натягом – это посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении, а поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала.

Наименьший N min и наибольший N max натяги важны для посадки с натягом:

· Nmin имеет место в соединении, если в отверстии с наибольшим предельным размером D max будет запрессован вал наименьшего предельного размера dmin ;

· Nmax имеет место при наименьшем предельном размере отверстия Dmin и наибольшим предельном размере вала dmax .

· Разность размеров отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше отверстия вала, называют зазором S. Посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении и поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, называют посадкой с зазором. Ее характеризует наименьший S min и наибольший S max зазоры:

· S min имеет место в соединении отверстия с валом образуется, если в отверстии с наименьшим предельным размером D min , будет установлен вал с наибольшим предельным размером d max;

· S max имеет место при наибольшем предельном размере отверстия D max и наименьшим предельном размере вала d min .

Разность между наибольшим наименьшим зазорами или сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединения, называются допуском посадки.

Посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга, называют переходной посадкой. При этом поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью.

Поля допусков неответственных размеров могут быть односторонними (для отверстий — Н; для валов — h) или симметричными (для отверстий — Js; для валов — js, см. рис. 1

В табл. приводится обозначение полей допусков по группам. Сочетая каждую букв с H (h), и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшающимися зазорами до нулевого, далее 4 переходные посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом. Указанные поля допусков определенным образом сгруппированы по квалитетам.

Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения (характеристика расположения) и квалитета (характеристика допуска). Соответственно условное обозначение поля допуска состоит из буквы основного отклонения и числа — номера квалитета, например: поля допусков валов: h6; d10; s7; поля допусков отверстий: Н6, D10, S7.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Условное обозначение посадки выполняется в виде дроби или в одну строку, причем в числителе или на первом месте указывается обозначение поля допуска отверстия, а в знаменателе или на втором месте — вала: Н8/f7.

Примеры посадок: Посадки с зазором. Скользящие посадки (сочетание отверстия Н с валом h): Н6/h5; Н7/h6; H7/g6 — характеризуется минимальной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Н7/е8 – применяют в подшипниках скольжения. Переходные посадки. Предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах пли по условиям эксплуатации сборке и разборке. Посадка H7/m6 (типа тугой). Посадка H7/k6 (типа напряженной). Посадка H7/j6 (типа плотной) Посадки с натягом. H7/р6 применяют при малых нагрузках. Посадки H7/г6; H7/sб; H8/s7 — при небольших нагрузках. Посадки Н8/х8 и Н8/z8 – в тяжелонагруженных соединениях. Посадки с натягом высокой точности — Hб/p5; H6/г5; Н6/s5

Обозначение допусков и посадок на чертежах;

Номинальным называется размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит также началом отсчёта отклонений.

Верхнее предельное отклонение – это разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.

Нижнее предельное отклонение – это разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Нулевая линия – это линия, соответствующая номинальному размеру, от которого откладываются отклонения размеров.

Допуск – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

Поле допуска – поле ограниченное верхним и нижним отклонениями.

Основное отклонение – одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), используемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии.

Основные отклонения на чертежах обозначаются латинскими буквами: прописными для отверстий – Н и строчными для валов – h.

Предельные отклонения на чертежах могут указываться:

– цифрами после номинального размера

– латинскими буквами в сочетании с номерами квалитета

– буквами и цифрами

.

В системе стандартов для размеров 1…500 мм установлено 19 квалитетов. Квалитет – это совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров. С увеличением квалитета допуск увеличивается (таблица 18.6).

Таблица 18.6–Квалитеты 7 и 8

Квалитеты точнее 5-го предназначены для допусков калибров, концевых мер и других точных мер и элементов приборов. Редко применяются квалитеты с 14 по 17. В таблице 18.7 приведены технологические рекомендации для получения наиболее распространённых допусков, а в таблице 18.8 – рекомендуемые поля допусков.

Для неответственных, несопрягаемых размеров изделий стандарт рекомендует ограничиться предельными отклонениями по квалитетам: 12 (“точный” класс), 14 (“средний” класс) и 16 (“грубый” класс). На поле чертежа в таких случаях делают запись в соответствии с имеющимися размерами на деталях и узлах изделия. Например, для несопрягаемых размеров вала молотильного барабана комбайна (диаметр отверстия под ломик, диаметр этого конца вала, длина вала и размер от его торца до отверстия) можно записать: “Неуказанные предельные отклонения размеров: отверстий Н14, валов h 14, остальных ”.

Таблица 18.7–Возможные финишные операции для обеспечения допусков квалитетов

Прессовая посадка обозначение на чертеже

1. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ГЛАДКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.1 Основные понятия
1.2 Принципы построения системы допусков и посадок
1.3 Правила образования посадок
1.4 Нанесение предельных отклонений размеров
1.5 Методы выбора посадок
1.6 Посадки с зазором
1.6.1 Особенности посадок
1.6.2 Области применения некоторых рекомендуемых посадок с зазором
1.6.3 Расчет посадок с зазором
1.7 Посадки переходные
1.7.1 Особенности посадок
1.7.2 Области применения некоторых рекомендуемых переходных посадок
1.7.3 Расчет переходных посадок
1.8 Посадки с натягом
1.8.1 Особенности посадок
1.8.2 Области применения некоторых рекомендуемых посадок с натягом
1.8.3 Расчет посадок с натягом
1.9 Рекомендации по выбору посадок гладких соединений

Читать еще:  Устройство и принцип действия микрометра

2. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ТИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
2.1 Шпоночные соединения
2.1.1 Основные размеры соединений с призматическими шпонками
2.1.2 Предельные отклонения и посадки шпоночных соединений
2.2 Соединения шлицевые прямобочные
2.2.1 Соединения шлицевые прямобочные. Основные параметры
2.2.2 Посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зуба
2.2.3 Условные обозначения шлицевых прямобочных соединений
2.3 Соединения шлицевые эвольвентные
2.3.1 Шлицевые эвольвентные соединения. Основные параметры
2.3.2 Посадки шлицевых эвольвентных соединений
2.3.3 Условные обозначения шлицевых эвольвентных соединений
2.4 Резьба метрическая
2.4.1 Основные параметры крепежных цилиндрических метрических резьб
2.4.2 Предельные отклонения метрической резьбы. Посадки с зазором
2.4.3. Условные обозначения метрических резьб
2.5 Соединения с подшипниками качения
2.5.1 Классы точности подшипников качения
2.5.2. Назначение полей допусков для вала и отверстия корпуса при установке подшипников качения
2.6 Зубчатые передачи
2.6.1 Геометрические параметры цилиндрических зубчатых передач внешнего зацепления
2.6.2 Система допусков цилиндрических зубчатых передач

3. ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ
3.1 Допуски формы и расположения поверхностей
3.1.1 Влияние отклонений формы и расположения поверхностей на качество изделий
3.1.2 Геометрические параметры деталей. Основные понятия
3.1.3 Отклонения и допуски формы
3.1.4 Отклонения и допуски расположения поверхностей
3.1.5 Суммарные допуски и отклонения формы и расположения поверхностей
3.1.6 Зависимые и независимые допуски
3.1.7 Указание допусков формы и расположения поверхностей на чертежах
3.2 Допуски формы и расположения поверхностей деталей под подшипники качения
3.3 Допуски формы и расположения у подшипников скольжения
3.4 Шероховатость поверхности
3.4.1 Шероховатость поверхности и ее влияние на работу деталей машин
3.4.2 Параметры шероховатости поверхности
3.4.3 Нормирование параметров шероховатости поверхности
3.4.4 Обозначение шероховатости поверхностей

4. ПОСТРОЕНИЕ И РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
4.1 Основные термины и определения
4.2 Принципы построения конструкторских размерных цепей
4.3 Основные соотношения размерных цепей
4.4 Расчет размерных цепей
4.4.1. Метод полной взаимозаменяемости
4.4.2. Метод неполной взаимозаменяемости
4.4.3. Метод пригонки
4.4.4. Метод регулирования с применением неподвижного компенсатора

5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
5.1 Общие положения по выполнению чертежей деталей машин
5.1.1 Правила изображения деталей на чертежах
5.1.2 Рекомендации по рациональной простановке линейных размеров
5.1.3 Правила и рекомендации по указанию допусков и предельных отклонений
5.2 Технические требования на чертежах деталей машин
5.3 Валы
5.3.1 Простановка осевых размеров
5.3.2 Назначение допусков формы, расположения и шероховатости поверхности
5.4 Цилиндрические зубчатые колеса
5.4.1 Простановка размеров
5.4.2 Выбор параметров зубчатого колеса, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности
5.5 Крышки подшипников
5.5.1 Простановка размеров
5.5.2 Назначение допусков формы, расположения и шероховатости поверхности
5.6 Стаканы
5.6.1 Простановка размеров
5.6.2 Назначение допусков формы, расположения и шероховатости поверхности
5.7 Червячные передач
5.7.1 Расчет параметров червячной передачи
5.7.2 Выбор степени точности червячной передачи
5.8 Червяки
5.8.1 Простановка размеров
5.8.2 Выбор параметров червяка, допусков размеров, формы,взаимного расположения и шероховатости поверхности
5.9 Червячные колеса
5.9.1 Простановка размеров
5.9.2 Выбор параметров червячного колеса, допусков размеров,формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности
5.10 Конические зубчатые передачи
5.10.1 Расчет параметров конической передачи
5.10.2 Выбор степени точности конической передачи
5.11 Конические зубчатые колеса
5.11.1 Простановка размеров
5.11.2 Выбор параметров конического зубчатого колеса, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности

Приложение 1. СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ГЛАДКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Таблица П.1.1 Значение допусков
Таблица П.1.2 Значения основных отклонений валов. Верхние отклонения со знаком «-»
Таблица П.1.3 Значения основных отклонений валов. Нижние отклонения со знаком «+»
Таблица П.1.4 Значения основных отклонений отверстий. Нижние отклонения со знаком «+»
Таблица П.1.5 Значения основных отклонений отверстий. Верхние отклонения
Таблица П.1.6 Значения основных отклонений отверстий. Верхние отклонения со знаком «-»

Приложение 2. ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ (ГОСТ 24643-81)
Таблица П.2.1 Числовые значения допусков формы и расположения поверхностей
Таблица П.2.2 Допуски плоскостности и прямолинейности
Таблица П.2.3 Допуски цилиндричности, круглости, профиля продольного сечения
Таблица П.2.4 Допуски параллельности, перпендикулярности, торцового биения
Таблица П.2.5 Допуски радиального биения, соосности, симметричности, пересечения осей в диаметральном выражении

Приложение 3. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ (ГОСТ 2789-73)
Таблица П.3.1 Среднее арифметическое отклонение профиля Ra
Таблица П.3.2 Высота неровностей профиля по десяти точкам Rz

Приложение 4. КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ, ДОПУСКИ (ГОСТ 1643-81)
Таблица П.4.1 Нормы кинематической точности. Показатели F’ir, Frr, FvWr, Fcr, F»ir
Таблица П.4.2 Нормы кинематической точности. Показатели FPkr, FPr
Таблица П.4.3 Нормы плавности работы. Показатели f’ir, fPtr, fPbr, ffr, f»ir
Таблица П.4.4 Нормы плавности работы. Показатели Fkr, Fβr
Таблица П.4.5 Нормы контакта зубьев. Показатели fxr, fxy
Таблица П.4.6 Нормы бокового зазора. Показатели EHs, EWms-слагаемое I, Ecs
Таблица П.4.7 Нормы бокового зазора. Показатель EWms-слагаемое II
Таблица П.4.8 Нормы бокового зазора. Допуски TH, TWm, TC
Таблица П.4.9 Нормы бокового зазора. Показатель far

Приложение 5. ПЕРЕДАЧИ ЧЕРВЯЧНЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ, ДОПУСКИ (ГОСТ 3675-81)
Таблица П.5.1 Нормы кинематической точности. Показатели F’ir, Frr, Fcr, F»ir
Таблица П.5.2 Нормы кинематической точности. Показатели FPkr
Таблица П.5.3 Нормы плавности работы. Показатели fPtr, ff2r
Таблица П.5.4 Нормы плавности работы. Показатели fzkr
Таблица П.5.5 Нормы плавности работы для червяка. Показатели fPxr, fPxkr, ff1r
Таблица П.5.6 Нормы плавности работы червяка. Показатель frr
Таблица П.5.7 Нормы контакта. Показатели far, fxr
Таблица П.5.8 Норма контакта. Показатели FΣr
Таблица П.5.9 Нормы контакта. Суммарное пятно контакта
Таблица П.5.10 Нормы бокового зазора jn min – гарантированный боковой зазор
Таблица П.5.11 Нормы бокового зазора. Наименьшее отклонение толщины витка червяка Ess слагаемое I
Таблица П.5.12 Нормы бокового зазора. Наименьшее отклонение толщины витка червяка Ess слагаемое II
Таблица П.5.13 Нормы бокового зазора. Ts- допуск на толщину витка червяка по хорде

Читать еще:  Режимы автоматической сварки под флюсом

Приложение 6. ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧЕСКИЕ И ГИПОИДНЫЕ, ДОПУСКИ (ГОСТ 1758-81)
Таблица П.6.1 Нормы кинематической точности. Показатели F’ir, Frr, Fcr
Таблица П.6.2 Нормы кинематической точности. Показатель FPkr
Таблица П.6.3 Нормы плавности работы. Показатели fPtr, fcr
Таблица П.6.4 Нормы контакта зубьев в передаче. Показатель far
Таблица П.6.5 Нормы контакта зубьев в передаче. Суммарное пятно контакта
Таблица П.6.6 Нормы бокового зазора jn min – гарантированный боковой зазор
Таблица П.6.7 Нормы бокового зазора. Наименьшее отклонение средней постоянной хорды зуба E*ScS
Таблица П.6.8 Коэффициенты для определения E*ScS при степенях точности и видах сопряжений
Таблица П.6.9 Нормы бокового зазора T*sc – допуск на среднюю постоянную хорду зуба

Приложение 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Таблица П.7.1 Значения коэффициента риска и соответствующие ему значения процента риска P
Таблица П.7.2 Предельные отклонения ширины колец B шариковых конических подшипников
Таблица П.7.3 Предельные отклонения ширины внутренних колец B роликовых конических подшипников
Таблица П.7.4 Предельные отклонения монтажной высоты T роликовых конических подшипников
Таблица П.7.5 Размеры проточек для наружной и внутренней метрической резьбы (ГОСТ 10540-80)
Таблица П.7.6 Канавки для выхода шлифовального круга (ГОСТ 8820-69)
Таблица П.7.7 Канавки для пружинных упорных плоских эксцентрических колец (ГОСТ 13942-68, ГОСТ 13941-680)

Приложение 8. ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Рис 8.1 Примеры построения размерных цепей
Рис 8.2 Пример выполнения сборочного чертежа
Рис 8.3 Вал
Рис 8.4 Колесо зубчатое
Рис 8.5 Крышка подшипничка. Стакан
Рис 8.6 Червяк
Рис 8.7 Колесо червячное
Рис 8.8 Колесо зубчатое коническое

Допуски и посадки.
Выбор и расчет, указание на чертежах

Эксплуатационные показатели механизмов и машин (долговечность, надежность, точность и т. д.) в значительной мере зависят от правильности выбора посадок, допусков формы и расположения, шероховатости поверхности. В собранном изделии детали связаны друг с другом, и отклонения размеров, формы и расположения осей или поверхностей одной какой- либо из деталей вызывают отклонения у других деталей. Эти отклонения, суммируясь, влияют на эксплуатационные показатели машин и механизмов.
В пособии изложен метод определения допусков на элементы деталей как части суммарной погрешности, возникающей при сборке и работе узла или конструкции в целом. Основы метода были заложены профессором Ленинградского политехнического института Иваном Сергеевичем Амосовым.

Для определения допусков формы и расположения был выбран способ расчета на максимум — минимум, как наиболее универсальный и наглядный. Он базируется на допущении о самом неблагоприятном сочетании отклонений у деталей в изделии. Допуски, рассчитанные способом максимум — минимум, получаются жесткими, что резко удорожает производство. Ознакомившись с методикой, изложенной в книге, можно в дальнейшем применять для расчета допусков иные методы. В тех случаях, когда экономически оправдан риск возможного выхода за установленные пределы характеристик изделия, применяют, например, вероятностный метод расчета, при котором допуски получаются несколько большими.
Порядок изложения материала в книге соответствует порядку работы студентов над курсовым проектом по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения».
В книгу включены разделы, читаемые на лекциях автором.
Пособие содержит общие указания по выбору посадок, построению и расчету конструкторских размерных цепей, правила и примеры выполнения чертежей деталей машин.
Пятый раздел посвящен расчету допусков формы, расположения и выбору шероховатости поверхностей элементов типовых деталей машин.
В работе объединены разрозненные данные, изложенные в специальной литературе, и выделены наиболее важные положения.
В приложениях приведен ряд справочных таблиц, необходимых при выполнении курсового проекта.

1. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ГЛАДКИХ СОЕДИНЕНИЙ

1.1 Основные понятия

Рассмотрим сопряжение с зазором (рис. 1.1, а). Для получения зазора S в сопряжении размер D отверстия втулки должен быть больше размера d вала.
При изготовлении деталей размеры D и d выполняются с погрешностями. Конструктор исходит из того, что погрешности неизбежны, и определяет, в каких пределах они допустимы, т.е. сопряжение еще удовлетворяет требованиям правильной сборки и нормальному функционированию. Конструктор устанавливает два предельных размера для вала – dmax , dmin и два предельных размера для отверстия – Dmax , Dmin , внутри которых должны находиться действительные размеры сопрягаемых деталей (рис.1.1, б). Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском – Td и TD .


Рис. 1.1

Нанесение на чертеже соединения такого количества размеров крайне неудобно, поэтому было принято устанавливать один общий размер для вала и отверстия, называемый номинальным – D и указывать от него предельные отклонения (рис. 1.1, в).

Верхнее отклонение ES, es – алгебраическая разность между наибольшим и номинальным размерами.

ES = Dmax – D ; es = dmax – D

Нижнее отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.

EI = Dmin – D ; ei = dmin – D

Поле допуска – поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру.
Графическое изображение полей допусков посадки с зазором приведено на рис. 1.1, в.

Чем уже поле между верхним и нижним отклонениями, тем выше при прочих равных условиях степень точности, которая обозначается цифрой и называется квалитетом.
Положение допуска относительно нулевой линии определяется основным отклонением – одним из двух предельных отклонений, ближайшим к нулевой линии, и обозначается одной из букв (или их сочетаний) латинского алфавита. Прописные буквы относятся к отверстиям, а строчные – к валам.
Таким образом, поле допуска обозначается сочетанием буквы, указывающей на положение допуска относительно нулевой линии, с цифрой, говорящей о степени точности – величине допуска.
Примеры обозначения на чертеже полей допусков и схемы их построения для отверстия и вала, а также значения отклонений и расчет допусков приведены на рис. 1.2, а, б.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector