156 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить грузоподъемность стропа

Выбираем стропы: что важно знать

В промышленности перемещение крупногабаритных грузов обычно производится с использованием специальных многоветвевых строп. Для того чтобы нагрузка на каждую из ветвей была равномерной и высокой, в процессе их изготовления проводится расчет максимальной грузоподъемности. Именно ее нужно учитывать, выбирая многоветвевые стропы.

Правила расчета грузоподъемности строп

В настоящее время производство канатных приспособлений осуществляется по специальному ГОСТу 25573-82. В нем указывается стандартная грузоподъемность, которой нужно придерживаться при изготовлении многоветвевых строп.

Если поделить общую грузоподъемность на число канатных ветвей, то можно увидеть, что полученная величина выше грузоподъемности каждой отдельной канатной ветви. Чтобы разобраться в этом, нужно провести некоторые аналогии.

Самая простая – с ведром с водой. Представьте, что в каждую руку вы берете по такому ведру. Нагрузка тут возрастает за счет угла, который образовывают разведенные руки. С многоветвевыми стропами та же история. Их натяжение увеличивается при увеличении угла между ними.

Чтобы определить величину натяжения (S) для каждой из ветвей, нужно провести расчеты по формуле: S=Q/ (n*cos a), где:

  • Q – общая масса груза,
  • N – количество канатных ветвей
  • cos a – косинус угла наклона канатных ветвей стропа по отношению к вертикальной оси.

При этом важно понимать, что не только риск разрыва и натяжение зависят от увеличения угла наклона. Оно также может увеличить степень сжимающего усилия, направленного непосредственно на груз. Это в свою очередь может стать причиной его деформации.

Расчет прочности многоветвевого стропа

При производстве многоветвевых строп также рассчитывают и проводят испытания прочности путем воздействия статической нагрузкой. Чаще всего данные манипуляции проводятся в том случае, если ветви стропа расположены перпендикулярно друг к другу, то есть когда величина угла a составляет 45 градусов.

Представим, что у нас есть двухветвевой строп с массой груза в 1 тонну. Подставим имеющиеся данные в формулу, получаем следующее:

Произведенный расчет показывает, что каждая из ветвей стропа имеет нагрузку в 707 кг. Как только это число увеличится, работа с данным стропом может стать небезопасной. Хотя у всех видов строп имеется свой запас прочности:

  • 7 тонн для текстильных,
  • 6 тонн для канатных,
  • 4 тонны для цепных строп.

Рекомендации по использованию грузовых строп

Строго не рекомендуется создавать на стропы нагрузку, превышающую указанные нормы. Даже при наличии запаса прочности не существует гарантии того, что эксплуатация будет безопасной. Этот запас только помогает снизить вероятность повреждения или разрыва стропа, на который возлагается динамическая нагрузка. Последняя, кстати, может значительно превышать статическую. Например, особенно большой такая разница становится в случае резкого подъема груза или разрыва одной из ветвей стропа.

В процессе длительной эксплуатации, когда строп многократно используется при подъеме и перемещении грузов, меняется такой показатель, как усталость материала. В результате материал становится рыхлым, мнется и трескается местах соприкосновения с грузом.

С этой точки зрения более эффективными показывают себя текстильные ленты и стальные канаты. Это связано с тем, что они разрушаются постепенно. Таким образом, можно вовремя обнаружить повреждения и отреагировать. Крайне важно, чтобы запас прочности тут был достаточным. Только так можно быть уверенным в безопасности груза, поднятого в момент разрушения стропа.

Таким образом, не следует перемещать грузы массой, превышающей максимальную грузоподъемность строп. Это снижает срок эксплуатации стропов и увеличивает риск их преждевременного разрушения.

Именно поэтому при их покупке нужно брать в расчет массу груза и его габариты. Не менее важен в этом плане и способ строповки.

Рекомендации по строповке грузов

Следует помнить, что во время подъема, спуска или транспортировки грузов чрезмерно длинные стропы или стропы с большой грузоподъемностью могут приносить серьезные неудобства. Для эффективной работы со стропами нужно придерживаться следующих правил:

  • фиксировать груз, строго соблюдая схему строповки;
  • применять оттяжки по мере необходимости;
  • зацеплять стропы без образования узлов или перекручивания;
  • при фиксировании стропа следить за тем, чтобы крюк свободно проходил в зев петли;
  • используя многоветвевой строп, следить за степенью натяжения каждой ветви и за тем, чтобы они оставались перпендикулярными друг к другу;
  • фиксировать свободные концы многоветвевых строп так, чтобы они не касались окружающих предметов и людей;
  • снимать стропы только после того, как груз опущен, поставлен на площадку и закреплен.

В компании “Укрэкопродукт” Вы сможете подобрать и купить стропы любой конфигурации. Мы изготавливаем и предлагаем вам исключительно качественный и сертифицированный продукт.

Как определить грузоподъемность стропа

Качество и безопасность проведения грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ зависит от правильной оценки возможностей грузоподъемных оборудований и съемных приспособлений.

Читать еще:  Распиновка розетки прицеп легковой авто

Строповка, в том числе, требует определенных знаний и навыков. Для безопасного перемещения грузов с помощью стропов самым важным фактором является определение нужной грузоподъемности. Канатные, текстильные и цепные стропы могут иметь разные грузоподъемности, зависящие от их особенностей. На бирке стропа производитель, как правило, указывает допускаемую грузоподъемность, но этот показатель относится только к прямой строповке груза. По мере изменения схемы строповки грузоподъемность стропа меняется. В этой статье мы расскажем, как определить нужную грузоподъемность стропов и их ветвей, и от чего зависят грузоподъемности канатных, текстильных и цепных стропов.

Определение грузоподъемности стропа

Грузоподъемные работы со стропами должны проводиться квалифицированными стропальщиками. Это ответственная работа, требующая определенных знаний по расчету грузоподъемности и длины стропов. Для определения последних важно учитывать следующие показатели:

  • вес груза;
  • центр тяжести;
  • число мест креплений и их расстояние;
  • угол наклона ветвей к вертикали и их длина.

В зависимости от схемы строповки нагрузка на строп может снизиться. Поэтому для определения рабочей грузоподъемности используются определенные коэффициенты. Ниже представляем таблицу, в которой указаны коэффициенты и грузоподъемности при разных схемах строповки.

Из таблицы понятно, что, например, при параллельной схеме строповки рабочая грузоподъемность стропа с прямой грузоподъемностью в 500 кг составит 1000 кг и так далее.

Грузоподъемность стропов меняется также при разных количествах ветвей. Для выбора не только стропа, но и захватных приспособлений нужно оценить нагрузку на каждую ветвь. Для определения нагрузки используется следующая формула:

, где
S – нагрузка на ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ число ветвей;
k – коэффициент распределения массы груза на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).

Коэффициент распределения массы груза на ветви (k) определяется по числу ветвей.

Расчет нагрузки на ветвь дает возможность рассчитать разрывное усилие стропа по следующей формуле:

, где kзап – это коэффициент запаса прочности.

Этот коэффициент показывает, во сколько раз натяжение на ветвь должно быть меньше разрывного усилия стропа, указанного в паспорте изделия. У стропов из разных материалов он может отличаться.

Канатные стропы изготавливаются из стальных проволок по техническим требованиям специальных ГОСТов. Грузоподъемность стропа определяется по большей части диаметром изделия. Чем больше толщина каната, тем выше его грузоподъемность. У канатных стропов запас прочности должен быть не менее 6:1.

Грузоподъемность цепных стропов отличается в зависимости от параметров звеньев. Чем больше диаметр и длина звеньев, тем выше грузоподъемность стропа. Разрывное усилие указывается на бирке. Запас прочности цепных стропов должен быть не менее 4:1.

Текстильные стропы изготавливаются из текстильных волокон в соответствии с правилами РД 24-СЗК-01-01. Грузоподъемность стропов зависит от ширины ленты. Чем шире лента, тем выше нагрузки может она выдержать. По требованиям безопасности текстильных стропов коэффициент запаса прочности у них должен быть не менее 7:1.

Текстильные стропы разных грузоподъемностей также красятся в разные цвета. Это помогает быстрее определиться с нужной грузоподъемностью и не перепутать изделия.

Текстильные стропы. Маркировка и грузоподъёмность

Цепные стропы, при всех своих положительных качествах (касающихся, прежде всего, грузоподъёмности) всё же недостаточно мобильны, и отличаются заметным собственным весом. Вместе с тем во многих случаях от строп требуется удобство фиксации грузов, причём весьма различных конфигураций. Такими качествами обладают текстильные стропы.

Материалы текстильных строп

Современные текстильные стропы производятся из прочных искусственных тканевых композиций, которые нечувствительны к перепадам температуры, обладают высокой эластичностью и достаточными значениями сопротивления на разрыв. Выбор тканевых химических композиций для изготовления строп основан на безусловном выполнении требований РД 24-СЗК-01-01, в котором указываются механические требования к данным изделиям. Исходным материалом является лента, которая производится из химических волокон одного из трёх видов – полиамида (РА), полиэстера (PES), полипропилена (ПП). Основные требования к вышеперечисленным материалам состоят в следующем:

  • Предельная температура поверхности груза, который фиксируется стропами, не должна превышать 100ºС;
  • Минимальная температура груза не должна быть ниже -40ºС;
  • Остаточная деформация материала после использования строп не должна превышать 10…15%;
  • При температурах, превышающих 160…170ºС, стропы не должны возгораться, а только плавиться с незначительным деформированием;
  • Коэффициент относительного водопоглощения материалов строп не может быть выше 2…4%;
  • Текстильные стропы должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей и других агрессивных сред;
  • Ленты не должны впитывать смазки, масла и прочие жиры.

Использование иных материалов для производства текстильных строп – в частности, капрона, полипропилена, лавсана и т. д. – допускается лишь тогда, когда фактические значения вышеприведённых параметров заведомо ниже расчётных на 20…30%. Полипропиленовые волокна не рекомендуются к использованию в стропах, которые предназначены для операций с огнеопасными грузами.

Читать еще:  Машина для вакуумирования продуктов

Отраслевые правила безопасной эксплуатации эластичных грузоподъёмных приспособлений устанавливают также требования, касающиеся механической прочности и целостности текстильных строп. Не допускается наличие на поверхности таких дефектов, как частичный срез отдельных волокон, их истирание, прожог, скручивание и остаточная деформация выше предельно допустимой. Нельзя использовать для соединения строп нити из другого материала, а принцип плетения ленты должен минимизировать её механический износ.

Для повышения долговечности текстильные стропы иногда покрываются защитными лентами. Такие ленты не должны снижать установленный предел растягивающих нагрузок, обеспечивать плотное прилегание к основному материалу стропа, независимо от характера груза, а также снижать трение между стропом и грузом при его фиксации на транспортном средстве.

Виды и классификация

Текстильная стропа состоит из двух петель и ленты – свободного отрезка материала между петлями. Длина лент определяет технологические возможности строповки груза. Практическое применение нашли два вида текстильных строп – петлевые и кольцевые. Технологически они различаются разным способом присоединения петлевой части к ленточной.

Петлевые стропы (обозначаются СТП) могут изготавливаться тремя способами:

  1. Сквозным прошиванием ленты своей изнаночной стороной без предварительного скручивания.
  2. Формирования петли путём скручивания концевой ленточной части в кольцо Мёбиуса, в результате чего ширина петли уменьшается, а её жёсткость возрастает.
  3. Складыванием ленточной части вдвое, что соответственно увеличивает прочность петли, но сопровождается повышенным расходом материала.

Поскольку петли воспринимают на себя всю нагрузку, а также непосредственно контактируют с крановым крюком, то сдвоенная петля будет обладать наибольшей долговечностью, а плоская – наименьшей.

Текстильные кольцевые стропы (обозначаются СТК) имеют овальное поперечное сечение, и отличаются повышенной жёсткостью. Однако их прилегание к поверхности груза хуже, чем у ленточных строп. Такие стропы применяются для фиксирования длинномерных грузов. Их цена превышает цену ленточных строп на 10…20%. Для более мягкого охвата кольцевые стропы производятся круглопрядными, и маркируются обозначением СТКК.

Текстильные стропы часто комплектуются овальными стальными кольцами, которые при помощи соединительных скоб навешивают стропы на крюк крана. Применение таких колец снижает износ петли. Для изготовления колец используют строительные среднеуглеродистые стали марок 30ГС или 40Г2, которые подвергаются закалке. В зависимости от количества таких колец различают одно- и многоветвевые стропы. Грузоподъёмность последних при той же ширине, толщине и способе присоединения концов всегда выше. Кроме того, многоветвевые текстильные стропы более равномерно распределяют нагрузку по контактной поверхности крюка, и способствуют более надёжной фиксации кольца в зеве крюка.

Классификацию текстильных строп выполняют не только по их исполнению, но и по допускаемой грузоподъёмности. В частности, одноветвевые текстильные стропы выпускаются в диапазоне ширины от 30 до 3000 мм, при длине от 0,8 до 3 м. Они позволяют безопасно фиксировать грузы массой от 500 кг до 20 тонн. Допускаемая высота прогиба таких строп в нагруженном состоянии не должна быть менее 2 м, поскольку в этом случае угол охвата груза выходит за безопасные пределы (допускается не более 120º). Количество ветвей указывается в маркировке стропы: например обозначение 1СТК указывает на одноветвевую кольцевую текстильную стропу, 4СТП – на четырёхветвевую ленточную и т. д. С увеличением количества ветвей длина стропы уменьшается, что связано с улучшением условий охвата крюка одновременно несколькими кольцами.


Текстильные стропы классифицируются также и по количеству слоёв ленты: при повышенных нагрузках они могут быть двух- и даже трёхслойными. В результате допускаемая нагрузка может быть увеличена на 40…50%.

Важным элементом маркировки текстильных строп является их цвет. Он указывает на предельную грузоподъёмность приспособления:

  • Фиолетовый – грузоподъёмность не более 1000 кг;
  • Зелёный — грузоподъёмность не более 2000 кг;
  • Жёлтый — грузоподъёмность не более 3000 кг;
  • Серый — грузоподъёмность не более 4000 кг;
  • Красный — грузоподъёмность не более 5000 кг;
  • Коричневый — грузоподъёмность не более 6000 кг;
  • Синий — грузоподъёмность не более 8000 кг;
  • Оранжевый — грузоподъёмность более 10000 кг.

Хотите знать всё про цепные стропы?

Правила осмотра и выбраковки текстильных строп

Периодичность осмотров зависит от интенсивности применения текстильных строп. При редком их использовании достаточно визуальным путём убедиться в отсутствии поверхностных дефектов. Однако если рассматриваемые приспособления применяются ежедневно, их ревизия должна выполняться не реже трёх раз в месяц, что регламентируется отраслевыми нормативными документами.

Каждая стропа снабжается бирками, в которых указывается срок предыдущей проверки и допускаемое испытательное усилие (оно должно превышать номинальное не менее чем в 7 раз). В ходе проверки устанавливают:

  1. Состояние лент, колец и соединительных скоб.
  2. Исправность защёлкивающихся элементов: карабинов, крючков и т. п.
  3. Наличие отчётливого клейма о технологических возможностях строп.
  4. Отсутствие пятен от кислот и щелочей, независимо от их площади.
  5. Отсутствие расслоения многослойных строп (допускается на длине не более 200 мм по среднему ряду и 100 мм – по крайнему ряду).
  6. Отсутствие любых поверхностных трещин на стальных деталях.
Читать еще:  Компрессор для пневматического пистолета

Не должны допускаться к использованию стропы, имеющие порезы (как продольные, так и поперечные), узлы и разрывы, длина которых превышает 100 мм. На лентах должны отсутствовать любые прожоги и отверстия.

На бирках текстильных строп указывается значение проверочной нагрузки, ГОСТ или ТУ, по которым изготовлено изделие, материал, температурные пределы применения, фактическая длина стропы и её марка. Может указываться и дополнительная информация, например, об особенностях строповки отдельных грузов.

Приобретение текстильных строп должно производиться только у проверенных производителей, систематически занимающихся выпуском подобной продукции. Цена на такие изделия колеблется в пределах от 400 до 1000 руб. — для простых одноветвевых строп, от 1500 до 5000 руб. – для многоветвевых и многослойных.

Расчет веток стропов

Калькулятор нагрузки на строп

Для подъема и перемещения крупногабаритных грузов на строительных площадках и прочих производственных объектах часто используют стропы состоящие из нескольких ветвей, подвешенных на одном верхнем звене. Изготовление подобных приспособлений регламентируется ГОСТом 25573-82, РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1 1998), эксплуатация приспособлений должна производится в соответствии с требованиями Технического регламента ТС 010/2011, а также Нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Такие изделия называют многоветвевыми стропами или «пауками», к ним можно отнести такие приспособления как канатные стропы 2СК, 3СК, 4СК, 6СК, 8СК, а также их аналоги из другого сырья (цепи, ленты и т.д.). Как легко догадаться, цифра в наименовании указывает на количество ветвей в составе стропа, буквенное обозначение указывает на тип гибкого элемента используемого при его изготовлении (СК — строп канатный, СЦ — строп цепной, СТ — строп текстильный).

Ключевой особенностью работы многоветвевых строп является равномерное распределения нагрузки между всеми ветвями стропа. Однако это не означает, что подбирать ветки можно просто разделив общую грузоподъемность на их количество, это неправильно.

РД п. 2.1.3.“Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90°.«. Ранее мы рассказывали о влиянии изменения угла между ветвями строп (в данном материале), поэтому просто отметим что нагрузка, воспринимаемая каждой веткой стропа, больше чем условное деление массы груза на количество ветвей.

РД п. 2.1.4. «Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.». Большинство производителей при изготовлении стропов типа 3СК и 4СК стандартного исполнения исходят из расчета что при обрыве одной из ветвей стропа, оставшиеся ветви должны выдержать нагрузку.

При использовании одноветвевого стропа вся нагрузка естественно воспринимается одной и единственной ветвью, в случае использования многоветвевых стропов нагрузка пропорционально распределяется между всеми ветвями, при этом величина нагрузки на каждую из ветвей зависит от их количества и угла между ними.

Натяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле: S = Q/(n*cos a), где Q — масса груза, n — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.

Рассмотрим пример комплектации четырехветвевого стропа с номинальной грузоподъемностью 16 тонн. Рассчитав нагрузку на каждую ветвь стропа по вышеуказанной формуле мы получаем: 16т/(4 х cos45)= 5,66т. Наименьшая канатная ветвь способная выдержать такую нагрузку это ВК-6,3 и именно из них и будет состоять наш строп. Верхнее звено будет воспринимать всю нагрузку, поэтому его грузоподъемность должна быть больше или равна 16 тонн. Нижние грузозахватные элементы (например, крюки) также должны быть способны выносить нагрузку, рассчитанную для ветви, равную 5,66т, именно поэтому на строп можно поставить крюк Кч-6,3 или 320А 7,0т.

Аналогичным образом можно грубо рассчитать нагрузки и подобрать комплектующие для цепных, ленточных и круглопрядных стропов. Данная методика расчета может помочь вам при выборе ветвевых стропов, однако лучшим решением будет довериться профессионалам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: