384 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чертеж цилиндрического зубчатого колеса

Чертеж цилиндрического зубчатого колеса

электронный учебно-методический комплекс

9.2.6. Чертежи цилиндрических и конических зубчатых колёс

Чтобы грамотно выполнять чертежи цилиндрических и конических зубчатых колёс и других деталей зубчатых передач, надо знать основные элементы и параметры зубчатых зацеплений и условности, принятые для изображения зубчатого венца.

Понятие о так называемом делительном диаметре легко представить сравнением колёс (катков) фрикционной передачи с зубчатыми колёсами зубчатой передачи. Из сравнения видно, что при замене катков фрикционной передачи зубчатыми колёсами, в которых делительные диаметры будут соответственно равны диаметрам катков, передаточное отношение и число оборотов останутся прежними (если пренебречь проскальзыванием катков во время работы).

Делительные диаметры удобны для расчётов, связанных с проектированием зубчатых передач, вычерчиванием и изготовлением зубчатых колёс. От делительного диаметра и числа зубьев зависит один из основных параметров зубчатых зацеплений, так называемый модуль m.

Если в цилиндрической зубчатой передаче мысленно уменьшить диаметры окружности вершин каждого колеса, находящегося в зацеплении, одновременно и на одинаковую величину до их взаимного касания, получим две окружности, центры которых совпадают с центрами зубчатых колёс и которые перекатываются при работе зубчатой пары одна по другой без скольжения. Такие окружности называют начальными.

Заменив одно из колёс зубчатой рейкой с начальной прямой, будем иметь лишь одну окружность, катящуюся по этой прямой без скольжения, называемую делительной.

Делительную окружность отождествляют с начальной окружностью при изготовлении зубчатого колеса сопряжённым инструментом или в том случае, когда межцентровое расстояние точно равно сумме радиусов делительных окружностей.

Основным элементом зубчатого колеса является зуб. Часть зуба, расположенная над делительной окружностью, называется головкой зуба, а расположенная ниже делительной окружности – ножкой зуба. Зубья с ободом составляют венец зубчатого колеса, который через диск или спицы соединён со ступицей, имеющей отверстие для вала, зачастую имеющее элементы фиксации колеса на валу (паз для шпонки).

На рисунке 9.15 приведены условные обозначения параметров зубчатого колеса: h – высота зуба, ha – высота головки зуба, ограниченная окружностью вершин (диаметр dа). Высота ножки зуба – hf с основанием на окружности впадин (диаметр df).

Измеряемые по диаметру делительной окружности d толщина зуба st и ширина впадины et в совокупности составляют окружной делительный шаг зацепления pt, характеризующий расстояние между одноимёнными профилями двух смежных зубьев, измеренное также по делительной окружности. Длина зуба b ограничивается расстоянием между торцовыми поверхностями рабочей ширины зубчатого колеса.

Боковая поверхность зуба, называемая профилем зуба, очерчивается по эвольвенте или циклоиде.

Практически профиль зуба при известном диаметре основной окружности вычерчивают упрощённо, заменяя эвольвенту циркульной кривой, то есть приближённым очертанием профиля зуба.

В цилиндрической передаче оси сопряжённых цилиндрических колёс параллельны. Основными параметрами зубчатой цилиндрической передачи являются: m – модуль зацепления; z1 и z2 – числа зубьев шестерни и колеса; u – передаточное число; dw1 и dw2 – диаметры начальных окружностей зубчатых колёс.

Обычно окружной делительный шаг зацепления выражают числом, кратным π. Модуль – величина, в π раз меньшая pt. Численно модуль равен отношению диаметра делительной окружности к числу зубьев:

Модуль выражается всегда в миллиметрах, его значения, приведённые в таблице 1, должны соответствовать значениям, установленным ГОСТ 14186-69.

Таблица 1 – Модули зубчатых и червячных передач, мм

При выполнении чертежей зубчатых колёс с натуры модуль цилиндрических некорригированных передач определяют по формуле: m = da / (z + 2), где z – число зубьев, полученное подсчётом на готовом изделии; da – измеренный диаметр окружности вершин, мм.

При нормальном эвольвентном зацеплении с углом α = 20° размеры для вычерчивания цилиндрического прямозубого колеса определяют по формулам:

  • высота головки зуба ha =m;
  • высота ножки зуба hf = 1,25m;
  • полная высота зуба h = 2,25m;
  • диаметр делительной окружности d = mz;
  • диаметр окружности вершин da = m(z + 2);
  • диаметр окружности впадин df =d – 2,5m;
  • шаг зацепления pt = πm.

Выполнение чертежа готового прямозубого цилиндрического колеса начинают с измерения диаметра окружности вершин da и подсчёта числа зубьев колеса z. Подставляют их значения в формулу da / (z + 2), определяя параметр модуля зацепления. Значение модуля округляют до ближайшего значения из таблицы 1. В зависимости от модуля определяют диаметры делительной окружности и окружности впадин по соответствующим формулам.

Все остальные размеры, необходимые для вычерчивания, находят измерением элементов колеса.

Чертежи зубчатых колёс выполняют соответственно требованиям, установленным ГОСТ 2.402-68 ЕСКД:

  • окружности и образующие поверхностей вершин зубьев показывают сплошными основными линиями;
  • делительные, начальные окружности, а также образующие поверхностей делительных и начальных цилиндров показывают штрих-пунктирными тонкими линиями на всех видах и разрезах колеса;
  • окружности и образующие поверхностей впадин зубьев в разрезах и сечениях показывают сплошными основными линиями, на видах допускается показывать сплошными тонкими линиями;
  • зубья вычерчивают только на осевых разрезах и сечениях, в остальных случаях изображения зубьев ограничивают поверхностями вершин. При необходимости показывают профиль зуба на выносном элементе или на местном разрезе;
  • если секущая плоскость проходит через ось зубчатого колеса, то на разрезах и сечениях зубья показывают нерассечёнными;
  • если секущая плоскость проходит перпендикулярно к оси зубчатого колеса, то зубчатые колёса, как правило, показывают нерассечёнными; при необходимости показать их рассечёнными применяют местный разрез и проводят штриховку до линии поверхности впадин;
  • если необходимо показать направление зубьев зубчатого колеса, то на изображение поверхности зубьев наносят (как правило, вблизи оси) три сплошные тонкие параллельные линии с наклоном в соответствующую сторону;
  • если секущая плоскость проходит через оси обоих зубчатых колёс, находящихся в зацеплении, то на разрезе в зоне зацепления зуб одного из колёс (предпочтительно ведущего) показывают расположенным перед зубом сопрягаемого колеса.

Зубчатое колесо на чертеже может иметь два вида. В большинстве случаев для выявления формы зубчатого колеса достаточно одного вида. Для показа отверстия в ступицах зубчатых колёс и шпоночных пазов вместо полного изображения детали допускается давать лишь контур отверстия и паза (рисунок 9.16).

Рисунок 9.16 – Рабочий чертёж цилиндрического зубчатого колеса с прямыми зубьями

В соответствии с ГОСТ 2.403-75 ЕСКД на рабочих чертежах цилиндрических зубчатых колёс с эвольвентным профилем зуба указывают:

  • диаметр окружности вершин и предельное значение радиального биения поверхности вершин;
  • ширину зубчатого венца и при необходимости предельное значение биения поверхности базового торца;
  • размеры фасок и радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев;
  • шероховатость боковой поверхности зубьев, поверхности вершин и поверхности впадин.

На чертеже зубчатого колеса в правом верхнем углу формата помещают таблицу параметров (см. рисунок 9.16), которая состоит из трёх частей, отделённых друг от друга сплошными основными линиями: первая часть – основные данные (для изготовления); вторая часть – данные для контроля; третья часть – справочные данные. Неиспользованные графы таблицы параметров исключают или прочёркивают.

Коническая передача отличается от цилиндрической тем, что катки, перекатывающиеся один по другому без скольжения, представляют собой два конуса. Зубья на боковых поверхностях конусов также отличаются от зубьев цилиндрических колёс. Их размеры (высота, ширина, и др.) постепенно уменьшаются по мере приближения к вершине конуса. Поэтому модуль и параметры контура зуба по длине имеют переменное значение, то есть на большей и меньшей начальных окружностях конуса они различны.

Геометрический расчет конической передачи производят по наибольшим размерам: внешнему конусному расстоянию Rе, диаметрам оснований начальных конусов dw и внешнему окружному модулю mе.

Основным параметром конической передачи является модуль, который равен me = dw/z.

Другие параметры зацепления:

  • шаг pt = meπ;
  • угол δ наклона образующей начального конуса к его оси определяют по формулам:

Перпендикулярно к образующей начального конуса с торцовой стороны зубьев обтачивают задний дополнительный конус, угол α которого определяют по формуле α = 180° – 2δ.


    Диаметр делительной окружности (в основании конуса)

d =dw=mez.
При высоте головки зуба ha =me и ножки зуба hf = 1,25me диаметры окружностей вершин и впадин (на дополнительном конусе)

Рабочие чертежи конических зубчатых колёс должны быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 2.405-78 ЕСКД. На изображении конического зубчатого колеса указывают:

  • диаметр большего основания конуса вершин и при необходимости предельное значение радиального биения поверхности вершин;
  • расстояние от большего основания конуса вершин до опорной торцовой плоскости;
  • угол конуса вершин и при необходимости предельное значение радиального биения поверхности конуса вершин у большего и меньшего оснований;
  • угол внешнего дополнительного конуса;
  • ширину зубчатого венца (по образующей делительного конуса), за исключением случаев, когда передний торец зубчатого колеса выполняют плоскосрезанным;
  • длину образующей делительного конуса и при необходимости для колёс с круговыми зубьями – длину средней образующей делительного конуса;
  • расстояние от вершины делительного конуса до опорной торцовой плоскости;
  • шероховатость рабочих боковых поверхностей зубьев (по делительной окружности), поверхности конуса вершин и поверхности впадин;
  • рабочий профиль зубьев зубчатых колёс – при необходимости;
  • размеры фасок или радиусы закруглений на кромках зубьев, образованных конусом вершин и дополнительным конусом, а также на кромках головок и торцов зубьев.

На рисунке 9.17 приведен пример выполнения чертежа зубчатого венца конического мелкомодульного зубчатого колеса с прямыми зубьями. В правом верхнем углу чертежа помещают таблицу параметров зубчатого колеса по указанным в ГОСТе размерам.

Рисунок 9.17 – Рабочий чертёж конического зубчатого колеса с прямыми зубьями

© Красноярский государственный аграрный университет 2014
© Отдел информационных образовательных технологий 2014

Чертежи зубчатого колеса

При создании технологического процесса производства и проведении других проектных работ зачастую создаются чертежи. Они отражают особенности геометрии изделия, а также его размеры и многие другие моменты. Чертежи зубчатого колеса или другого типа выполняются по упрощенной схеме с применением различных условных обозначений. Это связано с тем, что сложная форма изделия создает существенные трудности при ее полной детализации на момент создания чертежей. Оформить рассматриваемый документ с учетом всех требований достаточно сложно, для этого требуются определенные навыки и знания. Сегодня большинство чертежей создается в электронном виде при применении особых программ. Стоит учитывать, что они лишь частично упрощают процесс. Часто проектируется червячная зубчатая передача, чертежи которой можно встретить на самых различных сайтах.

Основные параметры зубчатого колеса

Создавать рассматриваемую конструкцию следует исключительно при заблаговременном создании чертежа, на котором отображаются основные параметры зубчатого колеса. Стоит отметить, что по создаваемой схеме некоторых механизмов также можно определить неправильный выбор основных параметров. В большинстве случае также делается упрощенный чертеж вала, за счет чего можно сразу определить принцип действия механизма.

Основными параметры, которые относятся к зубчатым колесам, являются:

  1. Делительная окружность пары зубчатых колес. Данный показатель применяется в случае проектирования зубчатой пары самого различного типа. Она определяется соприкасающимися окружностями, которые катаются одна по другой без скольжения. Применяется для обозначения момента зацепления и сопряжения. Для обозначения на чертеже применяется буква d. Стоит учитывать, что само обозначение зачастую не проставляется, а только указывается соответствующий размер.
  2. Окружный шаг зубьев. Этот параметр применяется для определения расстояния между отдельными профильными поверхностями соседних зубьев. Подобный показатель вычисляется путем разделения значения делительной окружности на число зубьев.
  3. Число зубьев. Достаточно важным моментом назовем то, что на чертеже не проводится отображение всех зубьев. В некоторых случаях проводится создание эскиза нескольких зубьев. За счет этого существенно упрощается поставленная задача по созданию рассматриваемого документа.
  4. В создаваемой таблице в обязательном порядке указывается число зубьев. Подобная информация позволяет проводить расчеты и определение других наиболее важных параметров.
  5. Длина делительной окружности.
  6. Основные геометрические параметры зуба. Основной частью зубчатых колес является именно зуб. Он применяется

Кроме этого, при создании технической документации уделяется внимание тому, в каких условиях происходит зацепление.

Если не учитывать основные параметры, то есть вероятность быстрого износа поверхности и появления многих других проблем.

Правила оформления чертежей

Довольно большое распространение получил чертеж цилиндрической зубчатой передачи. При его создании учитывается достаточно большое количество различных параметров. Правила выполнения рассматриваемой технической документации характеризуются следующими особенностями:

  1. Для начала проводится заполнение таблицы, в которой указываются основные параметры. Примером можно назвать нормальный исходный контур, коэффициент смещения, степень точности проводимой работы и вид сопряжения по нормам бокового зазора. Вторая часть таблицы применяется для указания основных параметров венца для контроля взаимного расположение профилей. Третья часть таблицы требуется для указания менее важных параметров, без которых чертеж конического зубчатого колеса будет неполным.
  2. Создавая чертеж цилиндрического зубчатого колеса проводятся расчеты основных параметров, которые зависят от делительного конуса. Для проектирования применяется два дополнительных делительных конуса: внешний и внутренний. Чертежи зубчатых колес шестерен также можно создать при учете внешнего модуля окружности и числа зубьев. Если на документе отображается механизм, то число зубьев обоих колес обозначаются z1 и z Стоит учитывать, что чертеж червячного колеса существенно отличается от цилиндрического.
  3. Прежде чем приступать к непосредственному вычерчиванию линий нужно провести расчет все основных параметров, которые также отобразятся в содержимом документа. Оформление чертежа зубчатого колеса начинается с создания фронтального разреза. Он также требуется для определения основных параметров косозубого или прямозубого колеса.
  4. Следующий шаг заключается в создании двух делительных конусов с общей образующей. Правила выполнения чертежей предусматривают создание двух линий, которые отходят от делительного конуса колеса. Они должны быть расположены исключительно под прямым углом к образующей. За счет этого образуется внешний дополнительный конус.
  5. На месте пересечения образующей откладываются дополнительные точки. За счет этого формируется высота головки и размер ножки. Создавая зубчатые колеса по ГОСТ откладывается размер высоты ножки вдоль образующей дополнительного конуса, за счет чего получается конус впадин.
  6. По образующей делительного конуса откладывается размер длины зуба. Типовое изображение на чертеже этого элемента также достаточно просто, основные параметры подсчитываются.

Следующий шаг заключается в создании вида слева. Госстандарт предусматривает наличие подобного вида, при создании самых различных технологических карт. Среди особенностей создания подобного вида отметим нижеприведенные моменты:

  1. Для конических колес был создан ГОСТ 2.402-68. Информация, которая содержится в этом документе, определяет необходимость в указании лишь двух окружностей зубчатого венца. Применяется обозначение определяет то, что основная часть указывается сплошной линией, делительная окружность штрихпунктирной. Подобное способ отображения чертежа позволяет указать основные данные. Если создается шевронное соединение, то нужно уделить внимание другим ГОСТам, в которых также отображены определенные стандарты.
  2. Согласно установленным норам в ГОСТ 2.405-75 часть размеров проставляется на изображении, другая указывается в таблице параметров. За счет этого можно существенно повысить степень читаемости чертежа. Распространенный пример заключается в указании модуля и другой подобной информации.

Таблица различных данных отображается в большинстве случаев справа в верхнем углу. Чтение подобной информации, как правило, не создает трудностей, так как она отображена числами.

Скачать ГОСТ 2.402-68

Среди других особенностей отображения информации можно отметить следующие моменты:

  1. На изображении наносится диаметр большего основания конуса вершин.
  2. Также проводится указание размера от базовой поверхности до большего основания конуса вершин.
  3. Не стоит забывать о том, что зубья имеют довольно сложную форму. При производстве уделяется внимание показателю градусов. К примеру, угол конуса вершин внешнего дополнительного конуса.
  4. При наличии внешнего дополнительного конуса также проводится указание ширины зубчатого венца.
  5. Во всех случаях проводится указание размера базового расстояния. Этот показатель в большинстве случаев применяется в случае расчетов второстепенных размеров. Именно поэтому следует уделять больше внимания тому, какие именно базовые показатели следует указывать в конкретном случае.
  6. Фаски являются неотъемлемой частью всех зубчатых колес. Как правило, она выполняется под углом 45 градусов и составляет всего пару миллиметров. Радиус скругления на кромках зуба также должен указываться.

В конструкторской документации ЕСКД указывается и некоторая другая информация, которая позволяет получить изделие с требуемыми параметрами. Примером можно назвать нанесение показателя шероховатости. Качественные изделия характеризуются довольно низким значение шероховатости, что достигается путем шлифования и полирования. Подобный показатель наносится на чертеж при помощи специальной полки.

Размер, ширина, габариты проставляются практически во всех случаях. Они позволяют сразу подобрать наиболее подходящую заготовку, в качестве которой часто применяется цилиндр. Не стоит забывать и про внутренний диаметр отверстия, которое предназначено для посадки на вал. Исключить вероятность прокручивания шестерни можно за счет создания шпоночного отверстия.

Чертеж, который применяется для изготовления пластмассового зубчатого колеса, несколько отличается от тех, по которым проводится производство стальных изделий. Это связано с эксплуатационными характеристиками изделия, особенностями применяемого материала при его изготовлении. Эскиз также изготавливается в соответствии со стандартами, в таблице указывается тип применяемого материала при изготовлении.

Довольно много внимания уделяется именно нанесению основных размеров. Часто встречается ситуация, когда из-за небольших размеров изделия или сложности отображаемого механизма нет достаточного количества свободного пространства. Инженер, которые занимается создание чертежа, должен предусмотреть правильное расположение всех размерных линий. Стоит учитывать, что определение размеров путем измерения линий на производстве не проводится, то есть все требуемые показатели для изготовления детали проставляются. В некоторых случаях проводится указание базовых размеров, от которых проводится вычисление других.

Довольно распространенным способом решения проблемы с большим количеством размерных линий можно назвать создание различных выносок.

Они существенно упрощают чтение информации.

При применении специальной программы для создания проектной документации следует учитывать, что в настройках указывается тип стрелок и многие другие моменты. В этом случае программ сама считает основные показатели между двумя указанными точками, за счет чего существенно упрощается поставленная задача.

Скачать ГОСТ 2.405-75

В последнее время для создания чертежей зубчатых колес часто применяется программа автокад. Она встречается не только в бюро разработок, но и сборочном конвейере, так как позволяет открывать ранее созданные чертежи и проводить внесение различных изменений. Среди особенностей применения отметим следующие моменты:

  1. Чертеж создается в электронном виде, после чего отправляется на печать. Готовый вариант исполнения практически ничем не будет отличаться от электронного, главное правильно выбрать подходящее оборудование.
  2. Не стоит предполагать, что применение рассматриваемого программного обеспечения позволит автоматизировать процесс. При применении Автокада также приходится выбирать подходящие способы простановки основных параметров, строить линии и выполнять другую работу.
  3. Сложность в применении подобной программы заключается в том, что она имеет просто огромное количество различных инструментов, которые можно использовать для существенного ускорения работы. Правильно использовать подобные инструменты достаточно сложно, для этого нужно иметь определенные навыки.

На сегодняшний день в большинстве случаев применяются именно электронные чертежи. Это можно связать с простотой их использования, а также снижением вероятности допущения ошибок. Вся проектная документация должна создаваться исключительно с учетом масштаба. При применении рассматриваемой программы можно существенно повысить точность размеров.

В заключение отметим, что при работе в программе не стоит забывать о важности применения линий различной толщины и типа. Кроме этого, для их корректного отображения требуется более подходящее печатное оборудование, которое способно отображать линии различной толщины. В противном случае некоторые конструктивные элементы будет практически невозможно отобразить соответствующим образом.

Задание 3. Изображение цилиндрической зубчатой передачи

Пояснения к выполнению чертежа зубчатой передачи

Варианты заданий даны в таблице 9. Чертеж зубчатой передачи выполнить на листе ватмана формата А3. Пример выполнения чертежа приведен на рисунке 26.

Перед выполнением чертежа необходимо рассчитать геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи. В качестве исходных данных дан модуль (m), число зубьев шестерни (z1), число зубьев колеса (z2), а также диаметр вала шестерни (1) и диаметр вала колеса (2).

По формулам, приведенным в таблице 10, рассчитываются геометрические параметры зубчатой передачи. Шпонки для валов выбираются призматические по ГОСТ 23360-78.

Сначала чертят оси валов на расстоянии друг от друга равным межосевому расстоянию (аw). Строят диаметры делительных окружностей (d1,d2). На виде слева эти диаметры должны касаться. При построении следует обратить внимание на то, чтобы не пересекались между собой диаметр выступов шестерни с диаметром впадин колеса и наоборот. Параметры зубчатой передачи приведены на рисунке 27. На готовом чертеже проставляются только три размера: монтажный размер – расстояние между осями валов (аw) и присоединительные размеры – диаметры валов (Dв1, Dв2).

Продолжение таблицы 10

Задание 4. Сборочный чертеж сварного соединения

Выполнить сборочный чертеж сварной конструкции.

Варианты заданий даны на рисунке 33. Чертеж сварной конструкции выполнить на листе ватмана формата А4. Совместно с чертежом выполнить спецификацию. Пример выполнения чертежа приведен на рисунке 34.

Порядок выполнения. Сборочный чертеж – документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки и контроля (ГОСТ 2.102-68). Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией. Спецификация представляет собой текстовый документ, определяющий состав изделия, состоящего из двух и более частей. Спецификация выполняется и оформляется на отдельных листах формата А4 по форме, определяемой ГОСТ 2.108-68. Допускается совмещение спецификации с чертежом, если сборочный чертеж выполняется на формате А4.

Над основной надписью вычерчивают спецификацию. Из восьми возможных разделов спецификации в данном случае присутствует только один раздел – «Детали». В графе «Наименование» пишется заголовок раздела и подчеркивается. После наименования раздела оставляется свободная строка. Записываются в произвольном порядке нестандартные детали, входящие в сборочную единицу. В графе «Поз» проставляются номера деталей в порядке возрастания. В графе «Кол» указывается количество одинаковых деталей данного наименования, входящих в сборочную единицу.

В зависимости от способа выполнения сварного шва различают ручную дуговую сварку (ГОСТ 5264-80), автоматическая и полуавтоматическая сварка под флюсом (ГОСТ 11533 -75), дуговая сварка в защищенном газе (ГОСТ 14771-76), контактная сварка (ГОСТ 15878-79) и др. В данном задании считается, что применяется ручная дуговая сварка.

Основными типами сварных швов являются: стыковые (С), угловые (У), тавровые (Т) и соединение деталей внахлестку (Н) (рисунок 28). На чертежах к буквенному обозначению добавляют цифровое, характеризующее вид подготовки кромок и интервал толщин свариваемых деталей. Например, Т9 означает, что соединение деталей тавровое, шов двусторонний с двумя скосами кромки, толщина листов 12…100 мм.

Швы сварных соединений изображают условно: видимые швы – сплошной основной линией, невидимые – штриховой линией. Видимую одиночную сварную точку условно изображают знаком «+» размером 5…10 мм, который выполняют сплошными основными линиями. Невидимые одиночные точки не изображают.

От изображения шва или одиночной точки проводят линию-выноску, начинающуюся односторонней стрелкой (рисунок 29). На линии-выноске располагают условное обозначение сварного шва. Если условное обозначение шва показывают с лицевой стороны, то его наносят над полкой линии-выноски, если же с оборотной стороны – под полкой линии-выноски.

Структура обозначения сварного шва следующая (рисунок 29):

1 – обозначение стандарта на типы и конструктивные элементы швов сварных соединений; 2 – буквенно-цифровое обозначение шва; 3 – условное обозначение способа сварки согласно стандарту, обозначенному в п. 1 (допускается не указывать); 4 – знак и размер катета; 5 – размеры l и t для прерывистого шва, помещаемые соответственно перед и после знака цепного или шахматного расположения провариваемых участков; расчетный диаметр для одиночной сварной точки; 6 – знак снятия выпуклости шва или плавного перехода, параметр шероховатости обработанного шва, знак по незамкнутой линии.

В условном обозначении шва могут быть применены следующие знаки (рисунок 30): №1 – для прерывистого шва с цепным расположением провариваемых участков с указанием длины участка l и шага t (рисунок 31 а); №2 – для прерывистого шва с шахматным расположением провариваемых участков с указанием размеров l и t (рисунок 31 б); №3 – если требуется снять выпуклость с указанием шероховатости обработанной поверхности шва; №4 – когда требуется наплывы и неровности шва обработать с плавным переходом к основному металлу; №5 – когда требуется указать размер катета поперечного сечения шва; №6 – при выполнении шва по замкнутой линии; №7 – при выполнении шва по незамкнутой линии; №8 – когда сварку выполняют при монтаже изделия. Знаки выполняются тонкими линиями. Высота знаков должна быть одинаковой с высотой цифр, входящих в обозначение шва.

Когда на чертеже имеются изображения нескольких одинаковых швов, то условное обозначение шва наносят у одного из них (рисунок 32 а), а от остальных проводят только линии-выноски с полками (рисунок 32 б). Всем одинаковым швам присваивается один порядковый номер. Этот номер наносится на линию-выноску сварного шва с полным обозначением (перед этим номером допускается указывать количество одинаковых швов). У остальных швов проводят линии-выноски с полками с указанием номера шва.

Если все сварные швы, изображенные на чертеже, хотя и разных типов, выполняют по одному и тому же стандарту, например, по ГОСТ 5264-80, его обозначение на полке не указывают, а дают ссылку в технических требованиях.

Продолжение рисунка 33

Продолжение рисунка 33

Продолжение рисунка 33

Контрольная работа №6.

Деталирование

Контрольная работа №6 состоит из 5 заданий.

Имея чертеж общего вида, выполнить чертежи пяти указанных деталей, по одной из них выполнить изометрию с ¼ выреза. Задание выдает преподаватель каждому студенту индивидуально. Пример задания приведен на рисунке 35. Пример выполнения чертежей деталей приведен на рисунках 36, 37.

Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида является завершающей работой в изучении студентами курса машиностроительного черчения. Работая над этим заданием, студент должен закрепить умение читать чертеж общего вида и выполнять по нему чертежи деталей.

Порядок выполнения задания. Прочитать чертеж общего вида и ознакомиться с описанием сборочной единицы. Прочитать чертеж общего вида или сборочный чертеж – значит представить устройство и принцип работы изображенного на нем устройства.

При чтении чертежа по основной надписи, спецификации и чертежу выясняют:

– наименование изделия и его составных частей;

– определяют, какие виды разреза и сечения даны на чертеже;

– устанавливают назначение, устройство и принцип действия изображенного изделия;

– устанавливают взаимное расположение деталей;

– в зависимости от масштаба определяют размеры деталей;

– по номерам позиций, имеющимся в спецификации и на чертеже, отыскивают на чертеже изображение каждой детали, выявляя в общих чертах их формы.

При чтении чертежа надо учитывать проекционную связь изображений, а также и то, что на всех изображениях в разрезах одна и та же деталь штрихуется в одном направлении и с равными интервалами между линиями штриховки.

Необходимо помнить, что на чертежах общего вида и сборочных чертежах допускается упрощенное изображение деталей. Например, не показывают фаски, скругления, проточки, углубления, выступы, рифления и т.п.

Чертеж каждой детали из задания выполняется на отдельном формате.

Найдя на чертеже общего вида деталь, по номеру позиции и разобравшись с её устройством, следует определить, какой вид у этой детали будет главным.

Затем определяется необходимое число проекций для изображения детали.

Выбирается масштаб изображений с учетом формы и размеров детали. Небольшие проточки, углубления, выступы и т. п. желательно изображать в виде выносных элементов в большем масштабе.

На следующем этапе выбирается формат. Выполняют изображения детали. Необходимые размеры снимают линейкой с чертежа общего вида с учетом масштаба.

После вычерчивания изображений наносят обозначения шероховатости поверхностей, проводят размерные и выносные линии, проставляют размерные числа. При необходимости указывают технические требования, которые записываются над основной надписью. В основной надписи чертежа записывают обозначение материала детали.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие правила нанесения номеров позиций на сборочных чертежах?

2. Как штрихуются граничные детали на сборочных чертежах в разрезах?

3. В чем заключается условность изображение деталей, находящихся за пружиной?

4. Какие размеры наносят на сборочных чертежах?

5. Что называется деталированием?

6. Должно ли соответствовать количество изображений детали на сборочном чертеже количеству изображений этой же детали на рабочем чертеже?

7. Что подразумевается под чтением чертежа общего вида.

Цилиндрическая зубчатая передача в Автокад

Представляю вашему вниманию практическое видео пособие Автокад 2D «Цилиндрическая зубчатая передача | Сборочный чертеж», которое поможет закрепить пройденный материал видео курса Автокад 2D и применить Автокад 2D в машиностроительном черчении.

В практическом видео пособии Автокад 2D «План дома в Автокад» и в видеоуроках Автокад 2D мы не затронули такие вопросы: как проставить допуски, посадки, выноски, позиции и т.д. на чертеже в Автокад. Данные вопросы будут изучены на практике в видео пособии «Цилиндрическая зубчатая передача I Сборочный чертеж».

Геометрический расчет элементов цилиндрической зубчатой передачи

Исходные данные для расчета:

  • Модуль m = 4 мм;
  • Число зубьев шестерни Z1 = 18;
  • Число зубьев колеса Z2 = 30;
  • Диаметр вала (ведущий) DB1 = 22 мм;
  • Тип шпонки – Призматическая;
  • Число шлицев Z – 8;
  • Внутренний диаметр шлицев d = 22 мм;
  • Диаметр вала (ведомый) DB2 = 30 мм;
  • Ширина шлица b = 6 мм;
  • Тип – D.

Результаты геометрического расчета цилиндрической зубчатой передачи

  • Делительный диаметр шестерни d1=mz1=4×18=72 мм;
  • Делительный диаметр колеса d2=mz2=4×30=120 мм;
  • Высота головки зуба ha=m =4 мм;
  • Высота ножки зуба hf=1,25m=1,25×4=5 мм;
  • Высота зуба h=ha+hf=2,25m=2,25×4=9 мм;
  • Диаметр вершин зубьев шестерни da1=d1+2ha1=72+2×4=80 мм;
  • Диаметр впадин шестерни df1=d1-2hf=72-2×5=62 мм;
  • Длина ступицы шестерни Lст1=1,5DB1=1,5×22=33 мм;
  • Наружный диаметр ступицы шестерни Dст1=1,6DB1=1,6×22=35,2 мм;
  • Диаметр вала шестерни D1=1,2×22=26,4 мм;
  • Делительный диаметр колеса d2=mz2=4×30=120 мм;
  • Диаметр вершин зубьев колеса da2=d2+2ha=120+2×4=128 мм;
  • Диаметр впадин колеса df2=d2-2hf2=120-2×5=110 мм;
  • Длина ступицы колеса Lст2=1,5DB2=1,5×30=45 мм;
  • Наружный диаметр ступицы колеса Dст2=1,6DB2=1,6×30=48 мм;
  • Диаметр вала колеса D2=1,2DB2=1,2×30=36 мм;
  • Ширина зубчатого венца b=6m=6×4=24 мм;
  • Толщина обода зубчатого венца δ1=2,25m=2,25×4=9 мм;
  • Толщина диска δ2=1/3b=8 мм;
  • Межосевое расстояние a=0,5(d1+d2)=0,5(72+120)=96 мм;
  • Длина шлицев Lшл=(1,5. 2)Lст2=(1,5. 2)45=72 мм.

Выбираем размеры призматической шпонки и шпоночного паза ГОСТ 23360-78

Длина шпонки Lшп=0,8Lст1=0,8×33=26,4 мм. Принимаем Lшп=25 мм.

Bxh = 6×6; t1 = 3,5 мм; t2 = 2,8 мм

Параметры цилиндрической зубчатой передачи

Сборочный чертеж в Автокад в пространстве Модель

Предварительный просмотр сборочного чертежа в Автокад перед выводом на печать

Видео “Цилиндрическая зубчатая передача | Сборочный чертеж в Автокад – Расчет”

Видео “Сборочный чертеж в Автокад – Цилиндрическая зубчатая передача часть 2”

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Ретро проводка в бревенчатом доме фото
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: