9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паяльник для радиаторов медный

Как запаять радиатор охлаждения

В процессе работы двигателя система охлаждения подвергается нагрузкам различного характера. В результате действия разрушающих факторов появляются различные повреждения.

Для ремонта системы охлаждения требуется пайка элементов. Процесс пайки проводится по определенной технологии. Для качественной пайки нужны особые инструменты и материалы.

О том, как правильно запаять радиатор охлаждения, и какие материалы для этого необходимы, расскажет наша статья.

Классификация систем охлаждения

Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:

Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.

В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.

Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.

Для чего нужен радиатор охлаждения

Радиатором называют устройство для охлаждения двигателя. Это устройство является основным элементом системы охлаждения.

Система охлаждения состоит из верхнего и нижнего контуров. Контуры представляют собой стальные трубы прямоугольного или круглого сечения. Они предназначены для ввода и вывода теплоносителя.

Между контурами расположена металлическая решетка. Ячейки решетки имеют форму тонких пластин или трубок. Решетка предназначена для равномерного распределения и охлаждения теплоносителя.

Различные повреждения металлической решетки требуют проведения пайки пластин и трубок радиатора.

Как работает системы охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость от двигателя входит в верхний контур системы. При входе в систему теплоноситель имеет высокую температуру. По ячейкам решетки горячий теплоноситель спускается в нижний контур.

На пути из верхнего контура в нижний теплоноситель остывает. Охлаждение происходит в результате прохода охлажденного воздуха сквозь решетку. Остывшая жидкость из нижнего контура подается к двигателю. Для принудительного охлаждения двигателя используется вентилятор.

В качестве теплоносителя используется вода либо смесь воды с этиленгликолем (антифриз). Такие смеси не замерзают даже при температуре -40° С. При отрицательных температурах наружного воздуха антифриз превращается в густую массу. Гелеобразная масса не разрушает систему охлаждения при замерзании.

Применение антифриза позволяет использовать жидкостную систему охлаждения в зимнее время.

Причины разрушения автомобильного радиатора

В процессе работы элементы системы охлаждения могут получить различные повреждения. Различают следующие причины появления повреждений:

Механические причины вызваны действием на решетку ударов при ДТП, попадания дорожных камней, наездов на различные препятствия.

Химические неисправности вызваны воздействием коррозийных процессов на внутренней и наружной поверхностях радиатора.

Неисправности термического характера возникают в результате образования накипи на внутренних стенках устройства.

В результате протечек происходит частичная или полная потеря охлаждающей жидкости. Уменьшение количества охлаждающей жидкости приводит к перегреву агрегатов и высокой вероятности выхода двигателя из строя.

Для предотвращения нарушений в работе системы охлаждения применяется пайка радиаторов.

Как найти место протечки в системе охлаждения

Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.

Для обнаружения протечек используют два основных способа:

Визуальный метод заключается в выявлении повреждений в ходе осмотра агрегатов. Место протечки определяют по характерным следам на решетке либо других элементах системы охлаждения.

Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.

Ремонт алюминиевого и медного радиаторов

Материалом для изготовления большинства устройств служит медь и алюминий. Эти металлы отличаются высокой теплопроводностью и стойкостью к действию высоких температур.

Особенности медной пайки

Радиаторы из меди обладают характерным красно-розовым оттенком. Изделия из меди легко поддаются пайке. Простота процесса позволяет ремонтировать изделия из меди в домашних условиях.

Недостатком меди служит подверженность коррозии и высокая стоимость.

Особенности алюминиевой пайки

Алюминий обладает высокой антикоррозийной стойкостью и небольшим весом. Изделия из алюминия имеют серебристый цвет.

Особенности химических свойств алюминия затрудняют процесс пайки изделий из этого металла. Ремонт алюминиевых радиаторов в домашних условиях вызывает большие трудности.

Материалы и инструменты для пайки

Для пайки автомобильных систем охлаждения используется стандартный набор инструментов и материалов.

Как правильно запаять медный радиатор

Для проведения работ потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Пассатижи.
  6. Кисточка.
  7. Металлическая щетка.
  8. Мелкозернистая наждачная бумага.

В качестве паяльного инструмента применяют электрический паяльник с мощностью не менее 100 Вт или газовую горелку.

Для пайки медного радиатора своими руками применяют два типа паяльников. Для ремонта больших по площади повреждений используют паяльники с широким наконечником. Для заделки небольших неисправностей – с узким наконечником.

Пассатижи предназначены для удаления разрушенных элементов решетки.

Растворитель необходим для обезжиривания поверхности.

Металлическая щетка нужна для грубой очистки решетки от грязи и ржавчины.

Наждачная бумага требуется для очистки места повреждения от металлической пыли и продуктов плавления.

Кисточка предназначена для нанесения канифоли или флюса. Эти материалы используются для лучшего сцепления припоя с поверхностью металла.

Для пайки медных радиаторов используют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-60 и ПОС-61.

Как правильно запаять алюминиевый радиатор

На вопрос автолюбителей, можно ли запаять алюминиевый радиатор охлаждения своими руками, эксперты отвечают положительным ответом.

Для пайки алюминия потребуются:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Железные опилки.
  6. Огнеупорная емкость (тигель).
  7. Пассатижи.
  8. Кисточка.
  9. Металлическая щетка.
  10. Мелкозернистая наждачная бумага.

Для пайки изделий из алюминия используют следующие виды припоя:

  • для ремонта мелких трещин – олово плюс свинец (марка ПОС-40);
  • для ремонта крупных трещин – олово плюс висмут (марки ПОСВ-33 и ПОСВ-50).

Для приготовления флюса потребуется:

  1. Канифоль – 2 части.
  2. Железная стружка – 1 часть.

Канифоль и опилки тщательно перемешивают. Полученный состав помещают в тигель. Емкость с флюсом разогревают на открытом огне. После остывания флюс готов к использованию.

Для приготовления железных опилок используют ножовку по металлу с мелким зубом. Опилки из железа предназначены для разрушения алюминиевой оксидной пленки при нанесении припоя на металл.

Принцип и технологические особенности процесса пайки

Процесс пайки зависит от материала радиатора. Медь хорошо поддается пайке. Никаких сложностей в процессе работы с медью не возникает.

Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его химических свойств. При взаимодействии с кислородом на поверхности металла возникает оксидная термоустойчивая пленка. Поэтому при пайке алюминия используются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки способствует прочному соединению припоя с поврежденной поверхностью.

Перед тем, как запаять медный или алюминиевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. С помощью металлической щетки удаляют загрязнения с его наружной поверхности.

Очистка радиатора от накипи

Для удаления накипи используют специальные чистящие средства. В домашних условиях используют раствор лимонной либо уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.

Для очистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и удаляют раствор. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.

Читать еще:  Губка для паяльника своими руками

Для повышения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают с помощью газовой горелки.

Очистка радиатора от грязи

Для удаления загрязнений с наружной поверхности используют металлическую щетку. Загрязнения от нефтепродуктов удаляют с помощью специальных чистящих средств.

После очистки радиатор ополаскивают чистой водой и тщательно высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении используют обдувку установки струей горячего воздуха.

Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор

После очистки от накипи и загрязнений выполняют следующие операции:

  • Зачистка места повреждения наждачной бумагой.
  • Обезжиривание ацетоном.
  • Нагревание места пайки открытым пламенем.
  • Наложение слоя канифоли
  • Обработка места пайки флюсом.
  • Укладка и плавка припоя.

Нагрев места повреждения проводят с особой осторожностью. При недостаточном нагреве припой не прилипнет. При перегреве быстро испаряется паяльная кислота. При достаточном нагреве происходит вскипание и постепенное испарение паяльной кислоты.

Припой толстым слоем наносят на место повреждения. Круговыми движениями паяльника осторожно втирают смесь в поверхность.

Если припой не прилипает к поверхности, место пайки повторно очищают и процедуру пайки повторяют.

Проверку работоспособности прибора осуществляют повторным погружением в воду.

Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях

Для обнаружения места протечки в домашних условиях действуют иным образом. Закрывают все входы и выходы в патрубках пробками из гидроизолирующих материалов.

Народные мастера придумали надевать на выходы патрубков куски велосипедных камер. Для защиты от пропускания воздуха резину завязывают узелком. На один выход надевают кусок камеры с соском. Для нагнетания воздуха используют велосипедный насос. Местоположение протечки определяют по месту появления воздушных пузырьков.

Дальнейший ход работ выполняется по известной схеме:

  1. Очищенную решетку укладывают на ровную горизонтальную поверхность.
  2. С помощью кисточки смазывают нагретое место паяльной кислотой.
  3. Паяльником наплавляют припой.
  4. Равномерно распределяют припой по поверхности повреждения. Работу выполняют до полного заполнения повреждения припоем.

После выполнения пайки устройство испытывают погружением в емкость с водой.

В случае большого количества повреждений необходимо обратиться в специализированную мастерскую либо подумать о покупке нового радиатора.

Как правильно запаять радиатор автомобиля

Потеря герметичности радиатора является частой неисправностью автомобиля. Во многих случаях ее можно устранить, не заменяя радиатор на новый. Для этого выполняют локальный ремонт поврежденного элемента устройства. Как запаять радиатор, чтобы он восстановил свою работоспособность на длительное время? Рассмотрим основные приемы.

Основные причины потери герметичности радиатора, признаки, особенности ремонта

Потеря герметичности радиатора системы охлаждения может быть связана со следующими причинами:

  1. Естественный износ. Примерный срок эксплуатации радиатора составляет около 10-12 лет. В процессе износа устройства его внутренняя рабочая поверхность покрывается слоем накипи, отложений, образовавшийся в результате химических и термодинамических процессов. Стенки пластин и трубок радиатора утончаются. Так как в устройстве жидкость находится под давлением, возможны микротрещины, в результате которых жидкость начинает уходить из системы.

Учитывая, что размеры микротрещин небольшие, сильная течь в таком случае не наблюдается. Мокрые следы утечки могут пропадать после охлаждения двигателя и антифриза. Желательно сразу обнаружить последствия и место ухода жидкости. Чем быстрее в этой ситуации будет произведен ремонт, тем меньшее повреждение придется ремонтировать. Можно с успехом ремонтировать холодной сваркой.

  1. Заправка системы охлаждения водой. Замерзание в холодное время года. При незначительной утечке антифриза многие водители доливают в систему воду в ограниченном количестве. За теплый сезон эксплуатации автомобиля количество таких доливок может быть большим. В результате этого изменяется концентрация и характеристики антифриза. Зимой даже при незначительных отрицательных температурах он может замерзнуть. При этом происходит расширение объема. Радиатор может «разорвать».

Образовавшаяся при этом трещина обычно имеет большие размеры. Она может произойти в месте соединения пластмассовых и металлических элементов радиатора. В большинстве случаев такое повреждение устранить затруднительно.

  1. Заправка системы охлаждения некачественным антифризом. Избыточное давление. В большинстве современных двигателей охлаждающая жидкость находится под давлением. При этом температура кипения антифриза увеличивается более 100 градусов Цельсия. Это позволяет увеличить КПД двигателя. Если в систему залить некачественный антифриз, он может вскипеть при более низкой температуре. При этом возможно повреждение радиатора. Оно может быть небольшим. В таких случаях лучше применять ремонт методом пайки, так как он обеспечивает лучшие характеристики на предмет устойчивости к повышенному давлению. Пайку нетрудно выполнить в домашних условиях.
  2. Механическое повреждение. Такая неисправность может быть следствием:
    • попадания в область радиатора посторонних предметов;
    • ДТП;
    • разрушения лопастей вентилятора;
    • некачественного ремонта.

В зависимости от места и размеров повреждения для ремонта можно применять методы холодной сварки, пайки.

Выполнение пайки радиатора в домашних условиях

Пайка радиаторов системы охлаждения является классическим методом ремонта. Она применялась еще в начале прошлого века. В то время радиаторы изготавливались из меди или ее сплавов (обычно латунь). Технология пайки в то время была отработана. Медный чайник могли отремонтировать в любом городе. Процесс пайки выполняется при температуре плавления используемого припоя. Для выполнения пайки требуются следующие материалы и инструменты:

  • мощный паяльник на 220 Вольт (лучше использовать молоткового типа мощностью 250 или 200 Ватт, при отсутствии – минимум на 100 Ватт);
  • наждачная бумага средней зернистости;
  • активный флюс;
  • припой оловянно-свинцовый ПОС-60 или ПОС -40;
  • растворитель для очистки поверхности.

Предварительно ремонтируемую поверхность радиатора очищают от посторонних загрязнений. Далее в случае необходимости для обеспечения доступа к месту пайки аккуратно удаляют охлаждающие ребра. Затем производят чистовую зачистку при помощи наждачной бумаги.

Паяльник (если он новый) предварительно залуживают. Для этого на его разогретое до рабочей температуры жало наносят активный флюс, далее на жало паяльника расплавляют припой. В случае отсутствия активного флюса можно использовать таблетку аспирина. При этом желательно не вдыхать «термоядерные» испарения от таблетки.

Далее активный флюс наносят на зачищенное место. После этого на жало паяльника наносят большую каплю припоя и производят процесс пайки. Он требует наличия небольшого опыта. Возможно, потребуется время, чтобы выполнить качественную пайку.

Особенности пайки алюминиевых радиаторов

В современных автомобилях применяют, в основном, алюминиевые радиаторы. Материал алюминий плохо паяется. Он практически мгновенно после зачистки покрывается слоем оксида, который препятствует пайке. На радиорынках можно найти специальный активный флюс для алюминия. Он значительно облегчает процесс пайки.

Можно при пайке использовать мелкую металлическую стружку. Она наносится на место ремонта в смеси с флюсом. В процессе нанесения припоя стружка царапает поверхность алюминия. Под слоем флюса металл не успевает окислиться, пайка проходит успешно. Следует учитывать, что алюминий мягкий материал, поэтому нельзя прикладывать чрезмерное усилие, чтобы не повредить радиатор.

Сварка, как метод ремонта радиатора

В домашних условиях применять сварку для ремонта радиаторов затруднительно. Для этого требуются особые навыки и специальное сварочное оборудование. В противном случае тонкий металл стенок будет прогорать, и вместо ремонта радиатор может полностью придти в негодность.

Холодная сварка

Под холодной сваркой понимают соединение материалов при помощи специального клея. Обычно это двухкомпонентный клей на основе мастик, эпоксидных составов, металлических порошков для укрепления структуры соединения, присадок.

Читать еще:  Паяльник для полипропиленовых труб энергомаш

Технологический процесс ремонта радиаторов практически для всех типов холодной сварки приблизительно одинаков. Предварительно место ремонта очищается при помощи растворителя и наждачной бумаги. Затем компоненты клея тщательно смешиваются (мастика разминается). После этого состав наносится на место ремонта, оставляется в теплое место.

Чтобы увеличить надежность холодной сварки обычно выполняют объемный ремонт. Для этого ограничивают вытекание клея из соседних зон и с обратной поверхности радиатора. Создается своеобразная «чаша», куда заливается клей. Это позволяет увеличить надежность соединения. При тепловом расширении блокируется утечка антифриза.

Особенностями эксплуатации автомобиля после выполнения холодной сварки является необходимость в течение месяца периодического контроля места ремонта. Радиатор в процессе эксплуатации подвергается большим механическим, термическим, химическим нагрузкам. Место склеивания может разрушиться, треснуть, там могут произойти нежелательные химические реакции.

Радиатор в первую очередь отвечает за охлаждение двигателя. Его исправность – непременное условие работоспособности двигателя.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Пайка радиаторов охлаждения

Нарушенная целостность радиатора охлаждения далеко не всегда означает суровую необходимость обращаться в ремонтную мастерскую. На самом деле во многих случаях хозяин, владеющий элементарными навыками пайки, вполне способен устранить возникшую проблему собственноручно. При этом не стоит браться за дело, не вникнув в тему, но с последним мы как раз готовы помочь.

Особенности пайки

В большинстве случаев радиатор охлаждения выполняется из алюминия, но, помимо алюминиевых, реже попадаются еще и медные, латунные, а то и пластиковые модели. Каждый из этих материалов специфичен тем, что предполагает особенности ремонта своими руками, и важно правильно выбирать тактику проведения работ в домашних условиях. В этой статье максимум внимания будет уделен алюминию – как наиболее популярному материалу для изготовления радиаторов для автомобильных двигателей и кондиционеров, но упомянем и альтернативные варианты.

Для алюминия, равно как и для меди, при контакте с кислородом характерно образование тонкой оксидной пленки на поверхности.

В случае с железом сказали бы, что металл заржавел и испортился, но в случае с алюминием и медью оксид хорош как раз тем, что не пропускает коррозию в толщу изделия. Тем не менее, заодно оксид мешает и пайке, потому что для нормального соединения припой должен контактировать непосредственно с металлом. Более того, пайка поверх оксида может спровоцировать как повторное растрескивание, так и дальнейшее расширение поврежденной зоны.

Непосредственно перед пайкой алюминиевый или медный оксид надо удалить, но проблема заключается в том, что он почти мгновенно образуется снова. Удалять его постоянно просто не получится, потому выполнять работы надо под флюсом – особым раствором, который не пропускает воздух к металлу. Хороший флюс разрушает уже образовавшуюся оксидную пленку и не дает образовываться новой.

Благодаря флюсовому покрытию припой не растекается, становится более управляемым. Наконец, «правильный» флюс не вступает в химическую реакцию ни с самим металлом, ни с припоем. У разных производителей рецепт флюса может быть разным, включая различные органические и неорганические компоненты, но важно, чтобы состав соответствовал всем вышеперечисленным требованиям.

Способы

Существует несколько способов ремонта алюминиевых и медных радиаторов, которые принято называть пайкой даже в том случае, если паяльник в процессе не участвует совершенно. Глобально их можно поделить на три большие категории.

Собственно пайка

Наиболее классический, веками проверенный способ ремонта металлических изделий, при котором трещины и ненужные отверстия латают расплавленным припоем. В случае с алюминием можно использовать два наиболее распространенных варианта припоя – либо канифольно-железный, либо оловянно-свинцово-висмутовый.

Именно эти два варианта ремонта радиаторов были вне какой-либо конкуренции в прошлые десятилетия, пока не появились другие способы ремонта печки автомобилей.

В обоих случаях методика отличается довольно высокой надежностью, и хотя радиатор придется снять на время работы, после ремонта деталь сможет прослужить еще очень долго.

Заклеивание

Чаще всего в такой ситуации применяют эпоксидный клей или цемент. Этот вариант сравнительно редко применяют именно для радиаторов охлаждения – он больше актуален в ситуациях, когда ремонт нужен немедленно, а снять поврежденную деталь нельзя. При всей простоте выполняемой процедуры заклеивание нельзя считать полноценным способом ремонта, потому что это именно краткосрочное латание – в ближайшее время радиатор все равно придется паять или полностью заменить.

Холодная сварка

Еще одна методика, в которой слово «сварка» фигурирует в большей степени для красоты, а паяльником на самом деле никто не работает. Этот способ ремонта появился сравнительно недавно, но грозит уже в ближайшее время капитально потеснить классическую горячую сварку, потому что он предельно прост и в то же время достаточно надежен, чтобы за целостность радиатора можно было не переживать.

Выполнить работу можно в кратчайшие сроки практически в любом удобном месте, она напоминает работу с обыкновенным детским пластилином.

Несмотря на довольно широкое трактование пайки в современном понимании, наша статья все же посвящена только классической горячей методике, потому на ней и сосредоточимся.

Инструменты и материалы

Чтобы классическая горячая пайка прошла быстро и легко, а главное – дала ожидаемый результат, есть смысл заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы. В качестве таковых обязательно должны присутствовать следующие вещи.

  • Паяльник. Главный инструмент, без которого пайка невозможна. Выбирать его можно любой конфигурации и размера, лишь бы им было удобно накладывать припой на поврежденный участок радиатора.
  • Горелка. В домашних условиях это, скорее всего, будет обыкновенная кухонная плита, но если таковой поблизости нет, надо придумать, чем ее заменить. Необходимость в ней возникает потому, что припой надо расплавить. Топить его будем в тигле из тугоплавкого материала, который тоже должен быть под рукой.
  • Припой. Олово в чистом виде, как для пайки во многих других случаях, используют сравнительно редко – куда практичнее оловянно-свинцовая смесь. Кроме того, в качестве припоя может применяться канифоль или даже обыкновенные железные опилки.
  • Наждачная бумага. Понадобится для зачистки будущей обрабатываемой поверхности от различных загрязнений и неровностей.
  • Спирт и растворитель. Необходимы для полноценной подготовки рабочей поверхности к последующей обработке.

Инструкция

Если ремонт одной лопнувшей трубки еще можно выполнить холодной сваркой, то спаять подводку или починить повредившиеся соты лучше старыми добрыми горячими методами. Если у вас пока нет сварочного опыта, не беда – специально для вас мы составили подробную пошаговую инструкцию того, как выполнить все правильно и без распространенных ошибок.

Подготовка

Вне зависимости от того, с каким припоем вы будете производить пайку, процедура подготовки обрабатываемого радиатора всегда выглядит примерно одинаково. Она предполагает следующие шаги:

  • снять радиатор охлаждения, чтобы гарантировать, что в процессе пайки ничто не будет мешать, и вы не повредите другие узлы автомобиля;
  • слить из радиатора всю охлаждающую жидкость, убедиться, что ее не осталось внутри, и что она не начнет течь в самый неподходящий момент;
  • все обрабатываемые поверхности тщательно вымыть, отмыв с них всю грязь, которая в принципе поддается вымыванию;
  • скорее всего, мытьем получится удалить не все загрязнения – то, что останется, надо хорошенько потереть наждачной бумагой, помогая ей в ее работе растворителем;
  • очищенную от грязи поверхность надо обезжирить – для этого годится любая жидкость, в составе которой обильно присутствует спирт;
  • паять стоит только идеально сухую поверхность, потому после завершения всех манипуляций поверхность радиатора тщательно вытирают досуха.
Читать еще:  Паяльник для пленки пвх

Оборудование и материалы для пайки радиатора охлаждения автомобиля

Когда радиатор автомобиля начинает течь – не все автовладельцы имеют возможность сразу заменить его на новый. Для одних моделей авто радиатор стоит десятки тысяч рублей, для других — ожидать его поставки приходится не одну неделю. Пайка радиаторов охлаждения может помочь продержаться до замены. Метод пайки зависит от материала, из которого изготовлен теплообменник.

Почему появляется течь?

Основные причины, приводящие к утечке тосола из системы охлаждения через теплообменник, следующие:

  • механическое разрушение трубок или коллекторных бачков при ДТП;
  • термическое разрушение стыков при перегреве и работе без жидкости;
  • коррозионное поражение.

Первые две причины несколько легче для ремонта, поскольку, как правило, место повреждения легко определить.

При коррозионном поражении придется обнаружить место течи. К тому же, оно может быть не единственным.

Ищем место протечки

Если после стоянки под машиной остается пятно тосола — значит, в системе охлаждения возникла течь.

Прежде, чем снимать радиатор охлаждения или кондиционера, стоит убедиться в том, что все патрубки и корпус расширительного бачка в порядке. Проверяют также теплообменник системы отопления салона.

Перед демонтажом нужно слить из системы жидкость. Снятый радиатор внимательно осматривают при хорошем освещении. Если повреждение увидеть не удалось, все отверстия затыкают плотными пробками и погружают теплообменник в воду. Выходящая цепочка пузырьков укажет на место утечки. Если увеличить давление, подключив один из патрубков к шлангу компрессора, то обнаружить течь можно будет быстрее.

Медь или алюминий?

Для качественной пайки неисправных автомобильных радиаторов, нужно узнать, из чего они сделаны. Современные устройства делают из алюминия, меди или пластика.

Проще всего различить материал по цвету:

  • медь: красно-коричневый;
  • алюминий: сероватые оттенки.

Пластик, используемых для радиаторов, как правило, черного цвета.

Медь достаточно легко запаять в условиях домашней мастерской или гаража. Пайка прохудившихся алюминиевых радиаторов автомобилей осложняется рядом его физико-химических особенностей.

Ремонтируем радиатор

Пайка медных радиаторов потребует подготовить следующее:

  • электропаяльник большой мощности либо газовая горелка;
  • правильно подобранный припой;
  • флюсовая паста;
  • абразивная бумага;
  • плоскогубцы;
  • растворитель для обезжиривания;
  • ветошь.

На этапе подготовки изделие очищают от механических загрязнений и тщательно просушивают. Для ускорения просушки можно продуть его через один из патрубков сжатым воздухом под небольшим давлением. Место протечки зачищают абразивной бумагой. Если рядом находятся ламели, их аккуратно обрезают. На место пайки наносят флюсовый состав и дают ему подсохнуть.

В качестве источника тепла используют мощный паяльник либо портативную газовую горелку. Электропаяльник может питаться от сети или от аккумуляторной батареи. Припой кладут на место пайки и прогревают пламенем так, чтобы он расплавился и затек в трещину или отверстие. Если с первого раза расплавленный припой не смачивает металл и не затекает в щель, потребуется повторно зачистить поверхность и наложить флюс.

В чем заключается сложность пайки алюминия?

На поверхности любой алюминиевой детали быстро возникает слой, состоящий из оксидов с высокой температурой плавления. Эта температура втрое выше, чем у самого металла. Пока эта пленка не разрушена — паять алюминиевые детали бессмысленно.

Для ремонта алюминиевого радиатора понадобится:

  • удалить с поверхности окисный слой:
  • повысить текучесть припоя;
  • снизить коэффициент поверхностного натяжения;
  • предотвратить повторное возникновение окисного слоя.

Этого добиваются механической обработкой поверхности и применением специально подобранных флюсовых составов.

Материалы и инструменты

Чтобы починить алюминиевый теплообменник, потребуется:

  • паяльник большой мощности (не менее 100 ватт);
  • оловянно-свинцовый (ПОС) или оловянно-висмутный(ПОСВ) припой;
  • канифоль;
  • огнестойкая плавильная емкость.

Потребуется также проволочная щетка для зачистки, ручная или насадка для дрели.

Чиним латунный

Пайка латунного радиатора осуществляется практически так же, как и медного. Следует тщательно зачистить и обезжирить место пайки. Прогревать его придется дольше, для этого удобно использовать промышленный фен. Перед пайкой зону ремонта нужно протравить паяльной кислотой, нанося ее узкой кистью. Для работы с латунью рекомендован припой ПОС-40, обладающий большей температурой плавления.

Готовим флюс

Чтобы отремонтировать теплообменник своими руками, следует позаботиться о хорошем флюсовом составе. Готовят флюс незадолго до пайки прохудившегося радиатора, поскольку со временем состав разлагается и теряет свои свойства. На две доли измельченной канифоли нужно взять одну долю стальных опилок, полученных с помощью напильника.

Состав нужно высыпать в огнестойкую тару, перемешать и нагреть горелкой. Далее еще раз перемешать и охладить.

Для максимально прочного шва

Есть еще один рецепт флюса, который в обиходе называют «плавень». С его помощью можно добиться особой прочности шва. Для создания флюса потребуются следующие ингредиенты:

Все составные части следует измельчить и тщательно перемешать. Хранить состав нужно в защищенном от света месте в плотно закрытой емкости.

Правим алюминиевый своими руками

Пайка алюминиевых радиаторов требует тщательной подготовки места ремонта.

Неисправный узел следует промыть и полностью просушить. Место ремонта нужно зачистить абразивной бумагой и обезжирить ветошью, смоченной растворителем.

Теперь паяльником можно нанести слой флюса и растереть его по детали. Далее наносится припой. Делают это в несколько слоев, растирая и растягивая каждый. Стальные опилки, содержащиеся в составе флюса, вступят в реакцию с окисным слоем и разрушат его. Это позволит припою непосредственно контактировать с поверхностью детали и существенно повысит качество пайки.

После ремонта необходимо повторно проверить радиатор на герметичность

Как запаять пластик?

На современных автомобилях для снижения общего веса и удешевления производства многие детали делают из пластика. Не избежали этой судьбы и радиаторы. Прежде всего необходимо точно определить сорт пластмассы. Это делают по маркировке на детали. Как правило, для изготовления применяется полиамид (маркировка PA) либо полипропилен (маркировка PP). Именно с такой маркировкой и нужно приобрести сварочные прутки для пластика. Их можно заменить полосками, вырезанными из ненужной пластмассовой детали с аналогичной маркировкой.

Потребуются следующие материалы и оборудование:

  • промышленный фен для нагрева заготовки;
  • электропаяльник с регулируемой температурой жала;
  • припой, подобранный в соответствии с материалом радиатора;
  • ацетон;
  • ветошь.

Действовать надо в следующем порядке:

  • обезжирить место повреждения ветошью, смоченной в ацетоне;
  • прогреть зону ремонта феном;
  • установить температуру паяльника в 250 о С;
  • повести по лини шва жалом паяльника несколько раз так, чтобы образовалась выемка по форме сварочного прутка;
  • вложить пруток в выемку, и, приглаживая его паяльником, разровнять вровень с корпусом радиатора.

Во время пайки нужно следить за тем, чтобы пластик размягчался, но не плавился и не горел. После ремонта и перед монтажом обратно на автомобиль следует проверить герметичность отремонтированного места в емкости с водой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: