5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Погрузка листового металла приспособления

Грузозахватные приспособления — основные виды

Довольно часто у наших клиентов возникает вопрос: «А для чего вообще нужны эти ваши захваты?», и всегда этот вопрос вызывает недоумение. Ответ здесь всегда прост — чтобы облегчить Вашу работу!

Давайте разберемся что же такое грузозахваты. Грузозахваты — это съемные грузозахватные приспособления различных видов и конструкций, предназначенные для фиксации груза в определенном положении для последующего его подъема и перемещения.

В широком смысле, к грузозахватам можно отнести и стропы, крюки, такелажные точки и прочие приспособления, поскольку они также выполняют задачу фиксации и подъема грузов. Однако чаще всего под словом «грузозахват» подразумевают механическое приспособление, навешиваемое на крюк грузоподъемного механизма (крана, тали, лебедки и т. д.) призванное сократить трудоемкость ручных операций при проведении подъемно-транспортных работ.

В зависимости от принципа действия захвата можно выделить несколько их видов:

  1. клещевые (зажимные)
  2. вилочные (лапчатые)
  3. эксцентриковые
  4. винтовые (струбцинные)
  5. штырево-строповые
  6. коромысловые
  7. клиновые
  8. магнитные
  9. вакуумные

Современные грузозахватные приспособления довольно сложно отнести только к одному из этих видов, все чаще используются нестандартные решения при конструировании захватов. В связи с постоянным повышением требований безопасности, комбинированные грузозахваты, в работе которых реализованы несколько типов фиксации груза, теперь далеко не редкость. Однако описанные выше виды приспособлений в значительной степени отличаются друг от друга, поэтому мы остановимся на каждом из них более подробно.

Клещевые захваты

Клещевые (зажимные) грузозахватные приспособления в зависимости от исполнения конструкции могут работать с грузами различной геометрической формы. Захват представляет собой рычажную систему, фиксация груза осуществляется за счет обхвата свободными концами рычагов выступающих элементов груза, например головку рельса, полку балки, закраины бочки или непосредственно сам груз.

Разновидностью клещевых захватов являются фрикционно-зажимные приспособления. Удержание груза при их использовании осуществляется за счет силы трения, возникающей при сжатии груза или распора его изнутри прижимными элементами (лапами).

Захваты клещевого типа часто применяются для подъема и перемещения труб, бетонных блоков и сортового проката.

Вилочные захваты

Вилочные (лапчатые) грузозахватные приспособления предназначены для подхвата груза лежащего на подкладках и поддонах, имеющего специальные технологические отверстия, монтажные петли или полости. Особенностью захватов данного вида является положение груза при его подъеме и перемещении — центр тяжести груза должен находится на одной вертикали с точкой подвеса захвата на крюк грузоподъемного механизма, это обязательное условия для предотвращения самопроизвольного падения груза с лап. Для выравнивания центра тяжести используют противовесы, автоматически или вручную перемещаемые точки подвеса захвата, демпферные устройства и т. д.

Вилочные захваты применяют для компактного размещения пакетированных грузов, грузов на поддонах, а так же перемещения строительных материалов в горизонтальном положении (например бетонные кольца, бухты проволоки, лестничные пролеты и т. д.).

Эксцентриковые захваты

Эксцентриковые грузозахватные приспособления предназначены для захвата и перемещения плоских грузов в вертикальном или горизонтальном положении. Принцип действия захватов данного типа состоит в преобразовании эксцентриком подъемной силы в зажимающее усилие. Рабочие элементы груза создают значительную контактную нагрузку, поэтому их применение ограничивается работой с грузами с относительно твердой поверхностью. Наиболее часто эксцентриковые захваты применяются для подъема и перемещения листов металла различной толщины как по отдельности, так и стопками.

Современные эксцентриковые захваты выполняются как самозатягивающиеся (с принудительным подведением эксцентрика к поверхности груза при его подъеме), однако существуют так же захваты при работе с которыми необходим ручной первоначальный зажим груза с небольшим усилием.

Более подробно об эксцентриковых захватах читайте в нашей статье «Захваты для листов металла».

Винтовые (струбцинные) захваты

Струбцины в традиционном понимании это приспособления для крепежа различных деталей и максимально плотного соединения их между собой. Для винтовых приспособлений применяемых при проведении подъемно-транспортных работ основной функцией стали перемещение и кантование грузов.

Фиксация грузов осуществляется с помощью винтовой передачи вручную, при этом создается контактная нагрузка, которая за счет силы трения не позволяет грузу выскользнуть. Так как создаваемая нагрузка велика, применение струбцин обычно ограничивают использованием с грузами имеющими твердую поверхность, как правило это листы металлы и сортовой прокат. Для более бережного обращения изделия с грузами на рабочие органы захвата устанавливают накладки а также увеличивают их площадь, такое решение было реализовано при разработке захвата для сэндвич-панелей.

Штырево-строповые захваты.

О данном виде захватов мы писали ранее в статье «Штыревой захват замок Смаля», поэтому просто кратко напомним о принципе работы таких приспособлений.

Штыревые захвата используются только совместно со стропами и служат для удобной дистанционной расстроповки грузов. Конструкций захватов данного вида довольно много, отличительной особенностью захватов является наличие подвижного штыря, посредством оттяжки которого и производится удаленная расстроповка. Приспособление применяется при подъеме стальных, железобетонных конструкций и технологического оборудования способом строповки «на удавку».

Коромысловые захваты

Коромысловые грузозахватные приспособления применяются при работе с грузами имеющими сквозные отверстия, под которыми можно разместить поворотный, вокруг вертикальной или горизонтальной оси, несущий элемент (коромысло), воспринимающий вес груза. Как правило такое приспособление состоит из коромысла и гибкого элемента (канатного или цепного стропа), так же возможна реализация приспособления с жесткой металлической тягой. В случае если отверстие груза имеет небольшой диаметр или само коромысло имеет большой вес и не способно повернуться вокруг своей оси при установке/извлечении, применяют тросик для поворота коромысла снаружи.

Коромысловые приспособления используются при работе с железобетонными панелями и плитами перекрытий, бетонными кольцами, бобинами и кабельными барабанами, а так же аналогичными грузами имеющими технологические отверстия.

Клиновые захваты

Клиновые грузозахватные приспособления предназначены для подъема и перемещения грузов, имеющих полость (как правило это круглое отверстие) для взаимодействия с распорными элементами захвата. Конструкция захвата состоит из подвижных в горизонтальной плоскости распорных элементов и конусообразного клина.

Захваты данного типа сейчас применяются крайне редко, однако они могут быть хорошей альтернативой для работы с грузами не имеющими монтажных петель. Для подъема груза клиновой захват вводится в глухое или сквозное технологическое отверстие, при подъеме клин раздвигает распорные элементы и их зубья врезаются в стенки отверстия. Это происходит до тех пор, пока не наступит состояние равновесия, когда внутренние силы сопротивления растяжению (раскалыванию) будут равны внешней силе — весу груза, после чего происходит его подъем.

Читать еще:  Направление зубьев на ножовке по металлу

Магнитные захваты

Для работы с ферромагнитными грузами широко применяются электромагниты и захваты на основе постоянных магнитов. Магнитные захваты приспособлены для перегрузки стальных и частично чугунных изделий любой формы, при этом от формы груза и воздушного зазора зависит и грузоподъемность приспособления.

Для работы электромагнитов требуется подведение питания, которое, как правило, подводится от бортовой сети крана. Подвод электроэнергии к магниту осуществляется шланговым кабелем. При небольших высотах подъема кабель закрепляется петлеобразно, и при изменении высоты подъема изменяется его провис, при больших высотах подъема грузов на кране устанавливают кабельные барабаны, автоматически поддерживающие кабель с необходимым натяжением.

При работе с относительно небольшими по массе плоскими грузами более целесообразно использовать захваты на основе постоянных магнитов. Основным их преимуществом является независимость от внешних источников питания. Фиксация груза осуществляется посредством активации магнитного поля в момент нахождения захвата на поверхности груза. Активация магнитных силовых линий происходит с помощью ручки-переключателя или автоматического механизма.

Вакуумные захваты

Одним из наиболее современных грузозахватных приспособлений являются вакуумные захваты. Принцип работы захватов заключается в следующем — в установленной на поверхности груза камере создается область разреженного воздуха (вакуум), под действием атмосферного давления возникает сила взаимодействия (притяжения) между грузом и захватом. Для работы данным захватом есть ограничение — груз должен быть выполнен из относительно воздухонепроницаемого материала с гладкой поверхностью (стекло, прокат металла, полированный мрамор и т. д.).

Вакуумные захваты удобны для работы с грузами не имеющими точек крепления, при этом позволяют быстро произвести его захват и высвобождение, захват бережно относится к поверхности поднимаемого груза и осуществляет подъем не повреждая её. Конструкция захватов данного вида и характер их использования зависит от способа создания разрежения в вакуумной камере и методов её девакуумизации.

Многие из описываемых выше грузозахватных приспособлений Вы можете купить у нашей компании, также мы изготавливаем приспособления по чертежам Заказчика. Специалисты нашего конструкторского отдела постоянно проводят работу по разработке новых приспособлений с целью совершенствования техники подъема.

Лекция № 9. Тема: Специальные грузозахватные приспособления

Тема: Специальные грузозахватные приспособления.

План:

1.Грузозахватные приспособления и их конструкции.

Грузозахватные приспособления, применяемые для строповки (захвата) грузов, имеют большое значение в механизации подъем­но-транспортных операций, гак как время, затрачиваемое на строповку, может Сыть в несколько раз больше времени подъема и переноса груза. К тому же стропальные операции обычно вы­полняются вручную и связаны с опасностью для рабочего. В связи с этим к грузозахватным приспособлениям предъявляются сле­дующие основные требования: надежность, удобство и безопас­ность в работе; минимальное время, требуемое для захвата и освобождения груза; максимальное высвобождение рабочего от ручного труда; минимальный собственный вес и размеры; сох­ранность грузов; простота и низкая стоимость приспособления. Наиболее важным и безусловным является первое требование.

Конструкция грузозахватных приспособлений зависит глав­ным образом от формы, размеров и массы поднимаемых грузов. Грузозахватные приспособления разделяют по назначению в за­висимости от поднимаемых грузов: для листов, полотнищ, цилинд­рических изделий и т. д.

Приспособления различают также по способу удержания груза, охватывающие и поддерживающие груз—стропы, петли, поддоны, скобы и т. д.; защемляющие груз и удерживающие его трением — эксцентриковые и клещевые захваты; притягивающие груз — электромагнитные и вакуумные приспособления, а также при­способления с постоянными магнитами.

Охватывающие и поддерживающие приспособления наиболее надежны и безопасны в работе, но обычно требуют много времени для зачаливания. Кроме того, при строповке большинства грузов значительное затруднение вызывает необходимость подвода при­способления под изделие.

Более совершенны приспособления, не требующие подвода под изделие. Для подъема листовой заготовки из пачки охваты­вающим приспособлением требуется приподнять лист над пачкой, после чего можно подвести приспособление. Для строповки защепляющим захватом необходимо приподнять только край листа или немного сдвинуть лист с пачки. Притягивающим приспособ­лением можно захватить лист прямо из пачки без всяких предва­рительных операций. Это особенно ценно при межоперационном транспорте в условиях массового и серийного производства, а также в единичном производстве при наличии большого числа однотипных по форме грузов.

Вакуумные захваты применяют на самоходных тележках для транспортировки листов (см. стр. 256). Электромагниты исполь­зуют на аналогичных устройствах, а также на мостовых кранах, работающих на перевозках листа на обособленных участках. Охватывающие и поддерживающие приспособления применяют главным образом для таких изделий, форма которых позволяет осуществлять строповку их без дополнительных операций (на­пример, обечайки и трубы).

Специальные грузозахватные приспособления иногда приме­няют не только для строповки груза, но и для его кантовки (за­хваты для листов, специальная скоба для обечаек). Ниже рас­смотрены специальные грузозахватные приспособления, исполь­зуемые в сборочно-сварочном производстве, а также некоторые приспособления универсального характера, для которых сбо­рочно-сварочное производство является основной областью при­менения.

На рис. 137, а показан эксцентриковый захват грузоподъемностью 500 кг для транспортировки листов в гори­зонтальном положении, а на рис. 137, б — аналогичный захват грузоподъемностью 1000 кг для транспортировки листов в вер­тикальном положении. Горизонтальный захват состоит из скобы 1, рычага с эксцентриком 2 и серьги 3. При зачаливании листов и натяжении серьги рычаг эксцентриковым концом надежно зажи­мает лист в скобе и удерживает его в процессе подъема, транспор­тировки и опускания. Вертикальный захват состоит из скобы 1, эксцентрика 2 и двух пар тяг 4 Действие его аналогично дей­ствию горизонтального. Захваты, изображенные на рис. 137, предназначены для листов толщиной 6—25 мм.

На рис. 138 показано электромагнитное приспособление, пред­назначенное для переноски на короткие расстояния небольших листов массой до 250 кг. Приспособление подвешено к крану н состоит из магнитов 1 постоянного тока, траверсы 2 и подвески 3. Питание к магнитам подается от трансформатора и выпрямителя, установленных на кране. Для переноски небольших плоских изделий успешно применяют приспособления с постоянными магнитами.

Для захвата и транспортировки полотнищ применяют тра­версы с эксцентриковыми захватами с элек­тромагнитами. Первые предназначены не только для транспор­тировки, но и для поворота полотнищ на 90 0 . Эти траверсы (рис. 139, а) состоят из сварной балки 1, направляющих 2 и уравнительных 3 блоков и цепей 6 с захватами.

Траверса пере­носится мостовым краном на цепях 4. К уравнительным блокам 3, подвешенным на тросе 5, закреплены цепи 6 с вертикальными 7 и горизонтальными 8 захватами. Полотнище может транспорти­роваться в горизонтальном или вертикальном положениях с по­мощью соответствующих захватов. Неработающие захваты наве­шивают на специальные крюки на балке траверсы. При кантовке полотнищ используют вертикальные захваты (табл. 22).

Читать еще:  Раствор для обезжиривания металла

Траверсу с электромагнитами (рис. 139. б) применяют при транспортировке листов в горизонтальном поло­жении специальным мостовым краном, она состоит из балки 1 с направляющими 8 и электромагнитов 10. Балка подвешена к мо­стовому крану с помощью блоков 9. Грузоподъемность траверсы 3 т; напряжение питания электромагнитов 220 В.

Для транспортировки грузов цилиндрической формы — обе­чаек, сосудов и труб применяют обычно приспособления поддер­живающие, поскольку в Этом случае они легко подводятся под изделие. Простые скобы для коротких обечаек (рис. 140, а) и с о. судов (рис. 140, б) заводят с торцовой стороны изделия.

Грузоподъемность скобы, изображенной на рис. 140, а, 23 т, а на рис. 140, б — 40 т.

Захват для труб, применяемый па строительстве магистраль­ных трубопроводов, автоматически раскрывается при наведении его на изделие сверху, после чего без труда подводится под него. Захват (рис. 140, в) состоит из двух скоб 3, двух тяг 2 и подвески 1, шарнирно соединенных между собой. На концах скоб имеются опорные ролики 6, а в верхней части скоб — упоры 4, предот­вращающие зажим трубы. Перед опусканием на трубу скобы раскрывают и закрепляют в этом положении штырем 5, а после опускания штырь вынимают, при подъеме скобы смыкаются, подхватывая роликами трубу. При необходимости труба может поворачиваться на роликах вокруг своей оси. Четыре типораз­мера захватов предназначены для труб диаметром 219—273, 325— 377, 426—529, 630—720 мм. Грузоподъемность захватов 2—5 т.

Технические данные траверс с эксцентриковыми захватами для транспортировки полотнищ

Вопросы для самопроверки:

Литература:

Базовая:

2. А.Д. Гитлевич, Механизация и автоматизация сварочного производства, М., Машиностроение, 1979г. – стр.290.

Вспомогательная:

1. С.А. Куркин, Сварные конструкции, М., Высшая школа, 1991г. – стр.398;

2.М.С. Львов, Автоматика и автоматизация сварочных процессов, М., Машиностроение, 1982г. – стр.302;

3.В.А. Тимченко, А.А. Сухомлин, Роботизация сварочного производства, К., Техника, 1989г. – стр.175;

4.Г. Герден, Сварочные работы, М., Машиностроение, 1988г. – стр.288;

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Технологическое оборудование.

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ;

Грузозахватные приспособления предназначены для подвешивания строительных конструкций и грузов на крюк крана.

По пространственной жесткости грузозахватные приспособления подразделяются на гибкие и жесткие. Гибкие изготовляют из каната, а жесткие — из уголков, труб, двутавров.

По области применения они бывают универсальные и специализированные: универсальные используют при подъеме разнотипных конструкций, специализированные — только для подъема определенного вида элементов.

По способу управления применяют дистанционно управляемые (с земли или из кабины машиниста) и неуправляемые приспособления, которые отцепляют вручную.

По принципу работы грузозахватные приспособления подразделяются на механические, электромагнитные, вакуумные.

Грузозахватные приспособления всех видов должны обладать необходимой прочностью, не допускать самопроизвольного отцепления, легко и быстро крепиться к грузу и освобождаться от него, а также быть безопасны в работе. С этой целью все грузозахватные приспособления, находящиеся в эксплуатации, подлежат техническому осмотру в определенные сроки.

Строп служит для подвешивания штучных грузов или других грузозахватных устройств к крюку крана. Стропы изготовляют из стального каната. Они бывают простые, многоветвевые и полуавтоматические.

Простые стропы, состоящие из одной ветви каната, бывают универсальные (рис. 4 а, б) и облегченные (рис. 4, в. д). Универсальный строп представляет собой замкнуто-канатную петлю длиной 8. 15 м и предназначен для строповки монтажных элементов обвязкой (петлей или узлом). Концы такого стропа соединены сжимами 2 или сплеткой 1.

Облегченные стропы имеют на обоих концах крюки 4 и петли 3 или только петли. С помощью такого стропа конструкцию можно захватывать в обхват или за монтажные петли. Многоветвевой строп служит для подъема крупногабаритных в плане конструкций. Такой строп состоит из двух (рис. 5, а), трех, четырех (рис. 5, 6) и более (рис. 5, в) облегченных стропов 1.


Конструкция многоветвевого стропа должна обеспечить равномерное распределение нагрузки на каждую ветвь. Этому требованию наиболее полно удовлетворяют стропы типа «паук» и самобалансирующиеся.

Самобалансирующийся строп состоит из ролика, закрепленного между двумя щеками, через который пропущен облегченный строп. Такими стропами удобно поднимать элементы со смещенным центром тяжести (рис. 6, а, б), а также переводить конструкции из горизонтального положения в вертикальное (колонны) и, наоборот, из вертикального в горизонтальное (панели перекрытий). Эта особенно важно при монтаже непосредственно с транспортных средств.

,

где Sв — усилие в ветвях стропа от веса груза, кН; Q — вес поднимаемого груза, кН; α — угол наклона стропа к вертикали, град; m — число ветвей стропа; K — коэффициент, зависящий от угла наклона стропа к вертикали:

В связи с тем, что с увеличением угла между направлением стропа и вертикалью усилие в ветвях стропа возрастает, правила Госгортехнадзора предусматривают, чтобы расчетный угол между ветвями не превышал 90°.

Разрывное усилие в ветви стропа находят из выражения

,

где Kз — коэффициент запаса прочности канатов стропа (принимают с учетом его типа).

Испытания и эксплуатация стропов производятся в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора и техники безопасности в строительстве.

Стропы, как и другие грузозахватные приспособления, бывают управляемые (полуавтоматические) и неуправляемые. Например, к полуавтоматическим относится одноветвевой строп со штыревым замком (рис. 7). Замок состоит из запорного штыря 4, двух щек 5, оттяжки 1 и обоймы с пружиной 2. Применение стропов для подъема балок, ферм и других длинномерных конструкций приводит к потере полезной высоты крюка крана. Кроме того, из-за больших отклонений от вертикали в самом стропе возникают значительные растягивающие усилия, а в поднимаемом элементе — сжимающие напряжения. Поэтому для строповки элементов длиной более 12 м применяют траверсы.

Траверса (рис. 8, а. д) представляет собой сочетание жесткой металлоконструкции в виде балки 2 или фермы 5 и стропов 3. Для подъема большеразмерных элементов (плит покрытия размером 3×12 м) применяют пространственные траверсы; тяжелых со смещенным центром тяжести (например, объемных элементов размером на комнату) — балансирные траверсы. С помощью такой траверсы можно в процессе подъема колонны, стеновой панели и другой конструкции переводить ее из горизонтального в наклонное и вертикальное положения. Траверсу оснащают крюками, подвешенными на роликах, и цепными стропами с петлями на концах. Траверсами с коромыслами, на концах которых закреплены цепные стропы с крюками, можно одновременно поднимать несколько плит.


Захваты предназначаются для подъема конструкций, не имеющих монтажных петель. Наибольшее распространение получили захваты с механическим приводом, применяют также электрические и вакуумные. По конструкциям они бывают штыревые, фрикционные, рамочные, клещевые, вилочные, клиновые.

Штыревые захваты применяют для подъема колонн и ферм. Грузоподъемность захвата составляет 2,5. 20 т.

Читать еще:  Установка плазменной резки металла с чпу

Фрикционные захваты удерживают монтируемый элемент за счет сил трения, возникающих под действием его силы тяжести. Такие захваты применяют для монтажа колонн массой до 10 т. Захват снимают после закрепления колонны на фундаменте, опустив крюк крана.

Рамочный захват для подъема колонн — разновидность фрикционного захвата. Преимущество рамочного захвата в том, что его расстроповывают на уровне человеческого роста.


Клещевые захваты (рис. 9, а. г) представляют собой рычажные системы в виде ножниц, рычаги которых имеют свободные загнутые концы, охватывающие поднимаемый элемент. С помощью таких захватов поднимают балки, рельсы, плиты, конструкции с отверстиями.

Для подъема длинномерных конструкций к траверсе прикрепляют несколько захватов; для монтажа металлических стропильных ферм из широкополочных двутавров, спаренных уголков, стальных подкрановых балок используют автоматический захват клещевого типа.

Консольные захваты используют при монтаже плит-настилов.

Клиновые захваты применяют при подъеме фундаментных плит, блоков для стен подвала, плит дорожного покрытия, балок, ригелей, колонн.

Вилочные захваты применяют для подъема и установки лестничных маршей и плит-настилов без петель и отверстий.

Вакуумные захваты служат для подъема и установки крупноразмерных плит. Принцип действия вакуумных захватов заключается в том, что между плитой и захватом на поверхности поднимаемой конструкции специальным устройством создается разрежение воздуха, что обеспечивает необходимую силу притяжения между грузом и захватом. Они требуют гладкой и ровной поверхности монтируемой конструкции.

Захваты для листового металла. Вертикальная и горизонтальная фиксация

Механические захваты для листового металла широко используются на складах соответствующего сортамента и на заготовительных участках листоштамповочных производств. Такие захваты, не смотря на постепенное распространение вакуумных, магнитных и электромагнитных захватов, не сдают своих позиций, что объясняется простотой конструкции, надёжностью, универсальностью, независимостью от внешних факторов.

Классификация

Захваты для листового металла механического типа различают по следующим параметрам:

  1. По способу транспортировки металла – в горизонтальном или в вертикальном положении.
  2. По конструкции захватного органа – строповые и винтовые (струбцинные).
  3. По количеству захватов – с одним, двумя или четырьмя эксцентриками.
  4. По характеру рабочего перемещения захватного органа – качательного, либо поступательного.

Все виды горизонтальных механических захватов должны быть парными, а расстояние между ними определяется длиной перемещаемых листов, состоянием их поверхности, и количество одновременно транспортируемых единиц груза.

Кроме того, ряд конструкций механических захватов, особенно для транспортировки длинномерного листового проката, нуждаются во вспомогательной детали – траверсе, которая уравновешивает усилия, возникающие при перемещении листа, и снижает опасность появления опрокидывающего момента.

Учитывая динамический характер нагрузок во время работы данных приспособлений, рабочие органы захвата должны выполняться из среднеуглеродистых сталей типа сталь 20 или даже сталь 15Г. К готовым захватам предъявляются требования повышенной поверхностной твёрдости при вязкой сердцевине, поэтому такие детали после штамповки обязательно подвергаются цементации.

Многие конструкции механических захватов для листового металла – универсальные. Они могут транспортировать груз и в вертикальном, и в горизонтальном положении. Поэтому приводимое далее разделение основных типов захватов — на вертикальные и горизонтальные — является условным, кроме некоторых исключений, о чём будет указано особо.

Вертикальный захват для металла

Применяется преимущественно на складах металлобаз, а также на складах крупных заготовительных участков прессовых цехов, где используют метод вертикального штабелирования листового проката. При таком способе хранения площадь, занимаемая листовым металлом, резко сокращается.

Для удобства установки и извлечения металла из штабеля его направляющие обычно выполняют не строго вертикальными, а имеющими наклон 10…15º. Соответственно гибкость захвата должна обеспечивать изменение его вертикальной оси на те же значения.

Основными разновидностями вертикальных захватов для листового металла являются:

  • Клещевые, которые состоят из пары неравноплечих рычагов, соединённых между собой двумя шарнирами. Одним концом такие захваты прикрепляются к траверсе или к звену стропа, а на другой части имеют захватные губки для удержания стального листа. Губки удерживают груз из-за имеющихся насечек на своей рабочей поверхности, причём сила их прижима определяется соотношением плеч рычагов и площадью контактных поверхностей губок;
  • Фрикционные захваты. Считаются разновидностью клещевых. Но отличаются присутствием прижимных пластин, которые при помощи клинового механизма выдвигаются по направлению к металлу при его касании к губкам рычагов. При этом обеспечивается дополнительное усилие прижима;

  • Эксцентриковые захваты, часто именуемые захватами типа «бульдог». Они представляют собой приспособление, включающее в себя эксцентрично расположенный относительно оси подъёма рычаг, который подвижно соединён с прижимной челюстью. При подъёме груза челюсть прижимает транспортируемый лист к внутренней поверхности рычага;
  • Винтовые захваты, в которых фиксация листа производится вручную струбцинами, прижим которых к листу выполняется винтовым механизмом. Чтобы исключить повреждение тонколистового проката, контактные поверхности струбцин снабжают накладками из маслостойкой твёрдой резины. Струбцинными захватами можно выполнять кантовку металла.

Горизонтальные захваты для металла

Эксцентриковые, винтовые и ряд исполнений клещевых захватов пригодны также и для транспортировки листов в горизонтальном положении. В частности, для захватов «бульдог» видоизменяется только расположение опорной поверхности рычага (с вертикальной на горизонтальную), а конструкция прижимной челюсти остаётся практически без изменений.

Наибольшие конструктивные отличия претерпевают клещевые захваты горизонтального типа. В зависимости от толщины листа они могут изготавливаться с храпцами, и с подхватами. Первые вариант используется при транспортировке только толстолистового металла (толщиной от 25 мм и более). Храпцовый захват представляет собой пару неравноплечих рычагов, которые фиксируют лист только по его толщине. Противоположный конец рычага прикрепляется к стропу, и при его натяжении проворачивается в направлении к прижимаемой поверхности. Отличается простотой формы, однако надёжно функционирует лишь при достаточной ширине стального листа: угол распора строп должен быть не менее 60º. Металл малой жёсткости (например, алюминий) такими грузозахватными приспособлениями перемещать запрещается.

Эксцентриковый клещевой захват имеет нижнюю опорную поверхность на рычаге, размеры которой зависят от веса листа и допустимой стрелы прогиба груза: при увеличении данных параметров длина и ширина опорной поверхности увеличиваются. Двойной эксцентрик обеспечивает более надёжный прижим, кроме того такие исполнения горизонтальных захватов для металла считаются более универсальными.

При выборе параметров механического захвата для транспортировки листового металла учитывают его грузоподъёмность, а также возможность агрегатирования с различными видами строп и траверс. Минимальная величина запаса по усилию фиксации составляет 25…30%, за исключением эксцентриковых и фрикционных захватов (для них коэффициент запаса принимается в пределах 60…65%).

Цена механических захватов для листового металла, в зависимости от производителя составляет:

  • Для рычажных захватов – 2000…5000 руб.;
  • Для эксцентриковых захватов типа бульдог — 4000…8000 руб.;
  • Для струбцинных захватов – 7000…10000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector