10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ADMIRAL USHAKOV — сухогрузное судно

Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»

Эсминец «Адмирал Ушаков» был построен по проекту 956 «Сарыч» и входит в состав Северного флота РФ.

История строительства и служба

Начиная с 1972 года, эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительной верфи № 190 им. А.А. Жданова. Судно, которое до 2004 года носило имя «Бесстрашный», было заложено именно на этом заводе в 1988 году. Корабль спущен на воду в конце 1991 года.

Зимой 1993 года принят в состав флота. Во время строительства, с июня 1993 года, был в составе 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы. На период тестирований его внесли в 76-ю бригаду ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.
Начал свою карьеру в 1994 году, в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. Весной 1995 года корабль принимал активное участие в проведении зенитно-ракетной стрельбы, вместе с эсминцем «Расторопный». В ноябре того же года выполнял артиллерийские стрельбы под наблюдением министра обороны РФ и Главнокомандующего ВМФ. В конце 1995 года вместе с крейсером-авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Гибралтарский пролив отправился на службу в Средиземное море.
Военно-морской парад с участием авиации в Североморске 9 мая 2015 г. (Мурманская обл.)

В период с августа по сентябрь того же года находился в доках судоремонтного завода в Росляково. Весной 1997 года «Адмирал Ушаков» совершил недолгий выход в море для проверки боеготовности, а в апреле принимал участие в учениях флота РФ.
В начале мая 1998 года миноносец «Бесстрашный» был включен в состав 43 дивизии ракетных кораблей 7 оперативной эскадры. При осуществлении похода в море летом 1998 года, из-за остановки котлотурбинной установки корабля, эсминец «Адмирал Ушаков» едва спасся от налета на скалы. После этой аварии он был поставлен на ремонт в доки Мурманского судоремонтного завода.

Деятельность в современных условиях

Сегодня «Адмирал Ушаков» (эсминец проекта 956) выполняет следующие боевые задачи:

  1. Поражение малоразмерных наземных целей, живой и технической силы противника
  2. Огневая поддержка противовоздушной и противокатерной обороны десантных войск при высадке на море
  3. Уничтожение наводных кораблей противника, и их десантных войск

Учения на эсминце СФ «Адмирал Ушаков»

В 2003 году вышел с ремонта в Северодвинске на ОАО ЦС «Звездочка».
В марте 2013 года успешно отработал действия одиночного корабля в Баренцевом море, на одном из полигонов Северного флота. При этом он взаимодействовал с атомным подводным крейсером стратегического назначения, морской авиацией Северного флота и минно-тральной группой Кольской флотилии.
В конце августа 2013 года завершил учения на полигонах Баренцева и Белого морей.
В 2014 году «Адмиралу Ушакову» исполнилось 20 лет со дня торжественного водружения военно-морского флага. За время службы миноносец дважды совершал походы в Атлантику и Средиземное море.
В 2015 году эсминец снова принял участие в военно-морских учениях в Баренцевом море, а так же присутствовал на праздничных мероприятиях, посвященных Дню военно-морского флота Российской Федерации.
В 2016 году участвовал в артиллерийских стрельбах в Баренцевом море, а так же ним был отработан бой с надводным кораблем условного противника.

Впечатления очевидцев

Эсминец «Адмирал Ушаков» входит в боевой состав Северного флота, дислоцируясь на военно-морской базе ЗАТО Североморска Мурманской области. Корабль находится в составе 43-й дивизии ракетных кораблей.
Судно – боевая единица, которая ведет борьбу не только на воде (корабли и подлодки), но и уничтожает цели на берегу и в воздухе. Служба, как рассказывают очевидцы, стандартна для всех военных кораблей. Моряки находятся на вахтах, различных дежурствах, занимаются учебными стрельбами. В море выходят на неделю – 10 дней.
Экипаж эскадренного миноносца – около 350 служащих. Большая часть – контрактники. О неуставных отношениях и дедовщине отзывы не сообщают. Напротив, отмечают длительный отпуск – 30 суток основного, 15 – за службу на флоте и еще 15 – за условия Крайнего Севера, ЗАТО Североморск находится за полярным кругом.
Рассказывают о долгой акклиматизации. Адаптация бойцов сопровождается простудными заболеваниями, возникающими из-за холодных ветров и влажности Северного моря.
Эсминец «Адмирал Ушаков»

И контрактники, и моряки, служащие по призыву, проживают каютах с общим санузлом. О дате и времени присяги, а также об увольнительных и регламенте использования мобильных нужно узнать у служащего.
Североморск – закрытый населенный пункт. Для поездки на присягу нужен пропуск (данные передаются матросу). Как вариант – отправляется запрос на электронный адрес администрации. Пропуск, оформленный для поездки на присягу, родственники получают на КПП. Пропуск в Североморск – на КПП ЗАТО.

Ваш визит

  • Из Мурманска до Североморска ежедневно ездит автобус № 105. На КПП ЗАТО спросят пропуск. Скажите, что Вы едете на присягу и пропуск, заказанный заранее, выдадут на месте.
  • Остановиться можно в гостинице «Ваенга». Зимой номера забронировать проще. Телефон отеля: 7 (815-37) 4-84-75

Контактные телефоны

7(495) 799-55-09 – военкомат в Мурманске, подскажут координаты части;

Катастрофа пассажирского парохода “Адмирал Нахимов” 31 августа 1986 года

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз “Петр Васев” протаранил пароход “Адмирал Нахимов”, в результате в борту “Нахимова” образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находились 1243 человека, из них 423 погибли.

Приписанный к Одессе “Адмирал Нахимов” был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда “Берлин”. До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантический океан. С начала Второй мировой войны находился в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна. В 1945 году в устье реки Свине он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров. В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет военных репараций и был переименован в “Адмирал Нахимов”. В 1949-1957 годах судно прошло капитальный ремонт в ГДР. С 1957 года корабль находился на балансе Черноморского морского пароходства и совершал круизные рейсы вдоль берегов Черного моря. С конца 1970-х годов его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, так как пароход не отвечал требованиям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания.

Свой последний плановый ремонт и классификацию “Адмирал Нахимов” прошел в январе-апреле 1985 года в Варне (Болгария), и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года.

Длина корабля составляла 174 метра, ширина — 21 метр и высота борта — около 12 метров. На судне имелись два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, библиотека, музыкальный и дамский салоны, ресторан, детская столовая и др.

31 августа 1986 года в соответствии с планом круиза в 14 часов пароход “Адмирал Нахимов” пришел в Новороссийск, где оставался до 22 часов. За время стоянки пассажиры судна имели возможность погулять по городу, познакомиться с местными достопримечательностями. Из-за жаркой погоды в каютах были открыты иллюминаторы, так как с вентиляцией на корабле, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах.

Читать еще:  Судно ALEKSANDR SUVOROV

В 22.00 судно под командованием капитана дальнего плавания Вадима Маркова отошло от причала Новороссийска и последовало к выходу из Цемесской бухты, в северо-западной части которой располагается город. Пароход направлялся на юг, вдоль побережья Черного моря, в город-курорт Сочи. На борту находились 346 членов экипажа и 897 (по учету выданных путевок) пассажиров.

В это же время в Цемесскую бухту входил грузовой теплоход-сухогруз “Петр Васев” (большего водоизмещения), на борту которого было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Судно было построено в Японии в 1981 году и оборудовано самыми современными навигационными приборами и техническими средствами судовождения. Командовал сухогрузом (балкером) капитан Виктор Ткаченко.

Суда сближались на пересекавшихся курсах. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т.е. пароход “Адмирал Нахимов”. В этой ситуации пароходу “Адмирал Нахимов” достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо, и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили капитану сухогруза Виктору Ткаченко пропустить пассажирское судно, на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили (4,6 километра) друг от друга вахтенный парохода еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.

Оба судна сближались. Когда между ними оставалось 1,5 мили (2,8 километра), вахтенный на пароходе еще несколько раз запросил по радио подтверждение о том, что сухогруз уступает им дорогу. На что был получен положительный ответ.

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на систему автоматической радиолокационной прокладки, которая не показала опасного сближения.

В 23.05 капитан Ткаченко, после очередного обращения с парохода “Адмирал Нахимов” уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход, а затем “полный назад”, но грузовое судно продолжало двигаться по инерции вперед. В это время вахтенный офицер на пароходе дважды давал команду отвернуть от курса по пять градусов, а затем “полный назад”.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому, когда они находились на расстоянии четырех километров от берегов мыса Дооб. “Петр Васев” врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером девять на десять метров. Наскочив на “Адмирала Нахимова”, балкер на несколько секунд завис на нем носом и лишь затем только грузно попятился назад. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись.

После расцепления “Адмирал Нахимов” ушел вперед по инерции и начал резко крениться на правый борт из-за поступающих огромных масс забортной воды. Через минуту на пароходе погасло все освещение. Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода удалось запустить аварийный дизель-генератор. Свет снова загорелся, но аварийное освещение работало примерно две минуты, после чего свет погас уже окончательно.

После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Все это время на палубе парохода матросы спускали шлюпки и сбрасывали плоты, благодаря которым спасли свои жизни сотни людей. Через 7-8 минут после столкновения “Адмирал Нахимов” затонул, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше, а также тех, кто не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помочь пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.

Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров.

Через пять минут после погружения парохода “Адмирал Нахимов”, сухогруз “Петр Васев”, получивший повреждения, начал двигаться к месту катастрофы, но через некоторое время прекратил движения, опасаясь раздавить людей, находившихся в воде. С него был спущен мотобот, который отправился к месту катастрофы. К сухогрузу стали подплывать люди с утонувшего парохода. С него не смогли спустить трап, а по веревочным лестницам (штормтрапам) и канатам не у всех хватило сил взобраться на борт судна.

В район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были отправлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели “парохода “Адмирал Нахимов” подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 80 человек. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров, другой катер — 86 человек. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Наибольшая нагрузка выпала на 98 военных водолазов, которым для работы отвели кормовую часть парохода. Гражданскими водолазами велась работа в носовой части парохода. При выполнении подводных работ погибли два водолаза.

Затонувший пароход постепенно погружался в ил и к 18 сентября ушел в него на 1,5 метра. Работать в отсеках парохода стало чрезвычайно опасно и поэтому 19 сентября последовало распоряжение о прекращении водолазных работ, связанных с поиском погибших.

Всего в этой катастрофе погибли 423 человека. Для спасательных работ было привлечено около 60 плавающих средств, 18 вертолетов и самолетов, 223 водолаза.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан “Петра Васева” Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан “Адмирала Нахимова” Марков также вышел на свободу в 1992 году и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства. Умер в мае 2007 года после тяжелой болезни.

Теплоход “Петр Васев” в 1986 году был переименован в “Подольск”. Затем судно несколько раз меняло своего владельца и имя на борту. Последнее название — “JIAJIAXIN 1” (флаг Панама). Списан 24 сентября 2012 года, разделан на металлолом в Бангладеш.

Пароход “Адмирал Нахимов” по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения. Здесь запрещено бросать якорь.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, самом ближайшем от места гибели “Адмирала Нахимова”, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятник, дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее видно обширный участок моря, а также место гибели “Нахимова”.

Читать еще:  Судно «Кузьма Минин»

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков»

Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков» («Fedor Ushakov») (строительный номер 513) проекта Aker ARC 121 является третьим в серии из четырёх судов ледового класса, строящейся на верфи Arctech Helsinki Shipyard, Хельсинки, Финляндия, для крупнейшей судоходной компании России – ПАО «Совкомфлот». Головным является судно «Геннадий Невельской», передано заказчику 02 марта 2017 года. Вторым – «Степан Макаров», передано заказчику 15 июня 2017 года.

Судна названо в честь легендарного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), который сыграл ключевую роль в создании и становлении российского флота на Черном море, внес существенный вклад в развитии профессиональной подготовки экипажей кораблей, являлся одним из основателей порта Севастополь и за всю военную карьеру не потерпел ни одного поражения. В 2004 году Федор Ушаков был причислен к лику святых Русской Православной церкви.

Суда данной серии предназначены для обслуживания добывающих платформ на нефтегазовых шельфовых месторождениях проекта «Сахалин-2».

Основные задачи судна – обеспечение безопасности персонала морских нефтегазодобывающих платформ «Сахалин Энерджи» в Охотском море, реагирование на аварийные разливы в море и поддержка операций компании в пределах своих технических возможностей. Высокий ледовый класс (Icebreaker6) и оборудование, спроектированное для работы в условиях низких (до -35 С) температур позволит эффективно эксплуатировать судно круглый год.

Многофункциональное ледокольное дежурное судно, строящееся с применением новейших технологий, предназначено для обслуживания буровых морских платформ, проведения спасательных операций, а также ликвидации разливов нефти. Кроме того, суда этого проекта могут выполнять доставку грузов и ассистировать другим специализированным судам при проведении водолазных операций на море.

Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков» («Fedor Ushakov») (строительный номер 513) IMO: 9753739, флаг Россия, порт приписки Санкт-Петербург, заложено 15 июля 2016 года. Спуск на воду состоялся 08 июля 2017 года. 11 октября состоялась торжественная церемония имянаречения. По сообщению от 09 ноября в Мурманске состоялась церемония поднятия государственного флага Российской Федерации, после чего состоялась церемония освящения судна.

Основные характеристики: Дедвейт 3824 тонны. Длина 99,9 метра, ширина 21,6 метра, осадка 7,6 метра. Экипаж 28 человек.

Символ класса РС: KM(*) Icebreaker6 AUT1 OMBO FF3WS DYNPOS-2 ANTI-ICE ECO WINTERIZATION(-35) passenger ship/supply vessel/oil recovery ship.

Судно 08 ноября 2017 года совершило плановый технический заход в порт Мурманск по пути к месту своей постоянной работы на шельфе острова Сахалин (Охотское море). После захода в Мурманск выйдет в свой первый коммерческий рейс по Северному морскому пути. 24 ноября успешно завершило свой первый переход по трассам Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении.

Общество

Происшествия

Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»

423 погибших за восемь минут: как тонул «Адмирал Нахимов» в Черном море

В результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в Черном море 33 года назад погибли 423 человека. Судно полностью ушло под воду через восемь минут после столкновения, многие люди не смогли выбраться с нижних палуб и утонули. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему после аварии смогли сбросить лишь одну спасательную шлюпку и как взрослые с детьми пытались выжить, падая с палубы корабля в пятно мазута в море.

«Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение»

33 года назад, 31 августа 1986 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, которая станет известна как столкновение в Цемесской бухте. В 13 км от морского порта Новороссийска столкнулись восьмипалубный пароход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев».

На борту парохода находились 1243 пассажиров и членов экипажа. Граждане девяти союзных республик наслаждались семидневным круизом по Черному морю. Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» следовал из Новороссийска в Сочи. Командование парохода знало, что недалеко от порта корабль должен будет разойтись с сухогрузом.

«Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 градусов», — обратился по радиосвязи экипаж парохода к сухогрузу в 23.00. «Идите!», — ответили в рубке «Петра Васева». Было решено, что пароход не будет менять курс и сбавлять обороты.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко рассчитывал, что сухогруз также не станет менять курс и скорость движения, и два судна разойдутся на расстоянии чуть меньше километра.

В это время в рубке «Адмирала Нахимова» второй помощник капитана Александр Чудновский посчитал, что сухогруз приближается на опасное расстояние и, не доложив о своем решении начальству, стал постепенно поворачивать пароход на малые углы. 56-летний капитан судна Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, хотя не имел на это права.

Позже пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев будет вспоминать этот момент: «Мы постепенно сближались, наш помощник (Чудновский) говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».

По свидетельствам очевидцев, капитан Ткаченко в этот момент полностью положился на показания компьютерной техники. «Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры программируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся», — рассказывал 30 лет спустя режиссер-документалист Валерий Тимощенко, который освещал трагедию в качестве корреспондента краевой молодежной газеты.

Роковое столкновение

Когда на капитанский мостик сухогруза прибежал впередсмотрящий и закричал, что прямо по курсу «пассажир», Ткаченко воскликнул: «Этого не может быть!». «Петр Васев», что вы делаете? Немедленно работать назад!», — закричал Чудновский.

Капитан сухогруза скомандовал «Средний назад» и почти сразу «Полный назад», однако «Васев» за семь минут смог снизить скорость лишь на пять узлов (9,26 км/ч), в то время как пароход скорость вообще не сбрасывал — она составляла около 22 км/ч.

В 23:12 сухогруз на скорости 10 км/ч врезался в правый борт пассажирского парохода. «Васев» буквально протаранил «Нахимова»: бульб сухогруза под водой пропорол обшивку парохода от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Читать еще:  Судно Георгий Кононович

Позднее специалисты установят, что площадь пробоины была равна средней трехкомнатной квартире — 84 кв м. Пассажиры, которые в этот момент находились на правой палубе, почувствовали два сильных толчка и отбежали. Тем не менее большинство из людей в первые минуты не поняли, что произошла катастрофа. Пароход между тем стремительно погружался под воду. Спустя 20 секунд после столкновения затопило энергетическую установку, из-за чего на корабле погас свет, пропала радиосвязь и судном стало невозможно управлять.

Капитан Марков выскочил из каюты и приказал матросам голосом объявлять тревогу, готовить к спуску спасательные шлюпки и плоты. Однако вода настолько быстро заполняла корабль, что спускать шлюпки стало невозможно: экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.

Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.

В это время ведущая вечеринки на одной из верхних палуб обратилась к пассажирам и попросила всех перейти на левый борт — чтобы выровнять корабль. Однако это не помогло. Вскоре пароход накренился на правый борт и люди начали слетать с корабля в воду.

На борту началась паника, люди пытались пробиться к спасательным шлюпкам. Когда на корабле погас свет, старший механик Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Хотя свет горел недолго, многие смогли сориентироваться и понять, куда бежать, но большинство пассажиров, которые в этот момент находились на нижних палубах или спустились туда, чтобы помочь другим, погибли. Так, стармех Юркин не смог выбраться с тонущего корабля.

К моменту столкновения взрослые уже уложили своих детей спать и, заперев каюты, пошли на концерт на верхней палубе, посвященный Дню шахтера. Бортпроводница Вера Федорчук побежала за запасными ключами, чтобы открыть каюты, но также не смогла выбраться — ширина коридоров на корабле не превышала 120 см. Позднее водолазы обнаружили тело 28-летней девушки, в руке у нее была сжата связка ключей. Многие дети утонули, поскольку не смогли выбраться из кают.

Еще одна стюардесса Татьяна Федорова, по рассказам очевидцев, до последнего момента стояла на палубе и раздавала обезумевшим пассажирам спасательные жилеты. Она также погибла.

Люди падали с палубы корабля в пятно мазута в море

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», — вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды — вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения — вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда — отправился в свою каюту и запер дверь.

Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

Трагическая судьба выживших капитанов

В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек — многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека — 359 пассажиров и 64 члена экипажа.

Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку — тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья.

«Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС, что в те времена было равносильно полному закату карьеры», — добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: