Бензопила дружба технические характеристики
Бензопила Дружба. История модификации моделей и их эксплуатация
Это техника родом из СССР, которая всегда останется востребованной, несмотря на то, что сейчас электронные модели все больше вытесняют бензиновые. Это целая эпоха! Сколько лет прошло, а популярность свою она не теряет. Отличительной особенностью цепных пил Дружба является надежность, простота в управлении и низкая стоимость. И все это отлично сочетается в данной бензопиле! Ее можно встретить в большом количестве советских фильмов, она была незаменимым помощником при валке деревьев в тайге и заготовке дров на зиму на протяжении длительного периода времени.
Основным недостатком бензопилы Дружба является внушительный вес устройства и из-за этого оператору необходимо делать периодически остановки для отдыха.
Если Вас интересует, сколько будет стоить бензопила Дружба, то ответ будет от 3000 до 4000 тысяч в зависимости от состояния и модификации.
История модификаций бензопилы Дружба
Дружба является одной из первых бензопил, которые появились в СССР. Ее прообразом является старая-добрая «Дружба-2». Первый выпуск бензопилы «Дружба-4» состоялся в 1955 году на заводе им. Дзержинского в Перми. Эта была модификация с креплением ручек непосредственно к самой крышке вентилятора. Со временем она была перенесена на хомут, который соединяет двигатель и редуктор. Затем с 1960-го по 1980 гг. выпускалась бензопила Дружба-4А. На ней уже был установлен магнето и карбюратор.
В 1990 году было внесено конструкторское изменение в виде электронного зажигания, и начался выпуск цепных бензиновых пил «Дружба-4А-Электрон».
Последняя модернизация, которая появилась на свет, и живет до сих пор является «Дружба-4М». Она получила карбюратор нового типа КМП-100У. Производятся они уже на заводе «Дружба-Алтай».
Технические характеристики
Лучшие модели бензопил Калибр
Дружба является техникой из СССР, и свой пик популярности она также оставила там. Несмотря на модернизацию и выпуск вроде бы качественных бензопил «Дружба-Алтай» и «Дружба-Электрон», своего широкого применения они уже такого не находят в силу очень большой конкуренции.
Однако те, кто остался верен бензопиле «Дружба» в один голос твердят, что лучше этой бензопилы просто не найти. Ее конструкция проста, детали всегда есть в доступности, неприхотлива в обслуживании. Мотор с 4 лошадиными силами справится с любыми задачами и при любых погодных условиях.
Инструкция по эксплуатации
Прежде, чем приступить к работе с бензопилой Дружба следует изучить инструкцию по эксплуатации. Это поможет понять принцип работы и устройства бензиновой пилы, а также предотвратить возможные поломки и нанесение вреда оператору. А еще лучше найти опытного владельца и попросить его проинструктировать.
При проведении работ необходимо быть осторожными. Во время валки деревьев или обрубки сучьев тщательно продумайте место их падения, чтобы они не нанесли вред оператору. Во время распиливания сруба начинайте от основания и продвигайтесь к кроне.
При проведении работ в зимний период мотопилой Дружба не давайте сразу нагрузку на двигатель, а подождите 2-3 минуты, чтобы он прогрелся.
Если в процессе работы или перед ее началом выявились какие-либо поломки (повреждения рукояток или наличие трещин на корпусе, появление дыма или стороннего запаха) следует немедленно остановить проведение работ и исправить их.
При работе с цепной бензопилой Дружба оператор должен быть одет в защитную спецодежду: очки, комбинезон, ботинки.
Топливная смесь
Бензопила Дружба работает на смеси масла и топлива. Отличительной чертой этого инструмента является неприхотливость к качеству смазочного материала и бензина. Масло можно заливать любое для двухтактных пил, а бензин должен быть марки АИ-92 или АИ-95. Руководство пользователя рекомендует разбавлять бензин и масло в соотношении 1:25.
Для смазки цепи используется любое цепное масло, а зачастую и просто моторное.
Инструкция по первому запуску
Найти новую Дружбу сейчас можно, но очень тяжело. Все чаще эти модели просто передаются по наследству и будут применяться еще на протяжении большого количества времени. Поэтому она уже полностью готова к работе, достаточно залить масло, подтянуть цепь и начать работу.
Обслуживание
С целью максимального продления срока службы бензопилы Дружба, необходимо регулярно производить техническое обслуживание в соответствии с рекомендациями мануала по эксплуатации.
Перед началом проведения работ убедитесь в наличии топливной смеси и ее качестве. Если бензопила Дружба не применялась на протяжении 1-го месяца или более, то слейте остатки топлива и залейте новое – свежее. А также не забудьте про смазку для цепи, ее необходимо обновить.
При проведении работ шина отвечает за вращение цепи и при получении нагрузок, ей свойственно стираться с одной или с другой стороны. Чтобы равномерно распределить износ по всей длине, необходимо раз в неделю ее переворачивать на 180 градусов.
Описание основных неисправностей
Несмотря на то, что бензопилы Дружба имеют высокое качество сборки, им свойственно периодически выходить из строя и правила исправления, наиболее часто встречающихся неисправностей, должен знать каждый владелец этого инструмента.
Двигатель не заводится:
- На свече зажигания образовался нагар или выставленный неправильный зазор, пропала искра.
- Засорился воздушный фильтр.
- Отсутствие топлива.
- Засорился воздушный фильтр.
- Неправильно настроен карбюратор.
- Неправильная пропорция топливной смеси.
- Подробное описание неисправностей приведено в инструкции по эксплуатации.
Настройка карбюратора
Карбюратор в бензопиле Дружба отвечает за подачу топлива. И его необходимо уметь настраивать под конкретный вид работ. Причин не правильной настройки карбюратора может быть много: большая нагрузка, увеличенная вибрация, низкое качество топливной смеси и т.д. Сигналами о том, что настройка карбюратора произведена неверно является:
- Потеря мощности.
- Бензиновая пила не держит холостые обороты.
- Чрезмерный расход топлива.
- Образование дыма или чрезмерной копоти.
- Трудный запуск или глохнет при работе.
Регулировка карбюратора очень проста, следующая последовательность поможет в этом разобраться:
- На бензопиле есть два винта, отвечающих за подачу топлива на минимальных и максимальных оборотах, и суть настройки заключается в изменении их натяжении при различной нагрузке.
- Изначально следует настроить подачи топливной смеси на низких оборотах.
- Затем другим винтом откорректировать при максимальной мощности.
- Настроить работу при холостых оборотах.
- Еще раз перепроверить все режимы.
Заточка зубьев
При проведении работ с бензопилой Дружба основная нагрузка приходится именно на цепь. Поэтому важно следить за ее состоянием и периодически затачивать. Первыми признаками того, что цепь затупилась, является:
- Большая вибрация при распиле.
- Слишком большой расход масла для цепи.
- Не ровный распил.
- Прилегание больших усилий для распила.
Правила правильной заточки зубьев на бензиновой пиле Дружба приведены в инструкции по эксплуатации. Для этого понадобится круглый и прямой напильник, и шаблон ограничителя глубины. Если заточить зубья нельзя, то всегда можно не морочиться с ремонтом и найти новую цепь на рынке.
Настройка свечи зажигания
С целью обеспечения нормальной работы двигателя, свеча зажигания должна иметь отрегулированный межэлектроный зазор и не иметь отложений смазки, шлака и нагара. Делается это для того, чтобы искра нормально проходила через нее и не пропадала, и, как следствие, мотор не глохнул во время эксплуатации.
Чтобы провести регулировку свечи, необходимо сделать следующее:
- Закрутите до конца топливный винт.
- Открутите его на 3 оборота.
- Завинтите воздушный винт и открутите его на два полных оборота.
Переходную муфту уплотните любым герметиком или подложите жестяную полоску.
Еще одной причиной отсутствия искры может быть налипание грязи на свече зажигания, в таком случае следует просто очистить ее.
Самоделки из бензопилы Дружба
Еще одной причиной большой популярности бензопилы Дружба является широкий спектр возможных самоделок своими руками из этого инструмента. В советское время ее применяли везде, где это только возможно. Давайте рассмотрим наиболее распространенные модели самодельных устройств с внушительной доработкой.
Популярность бензопилы Дружбы при разработке снегохода обусловлена простотой конструкции и разборке устройства.
Общий чертеж снегохода представлен на следующем фото:
Основной при изготовлении снегохода является создание чертежа, в котором следует соединить трансмиссию, двигатель и лыжи.
Схема изготовления стойки представлена на данном фото:
А вот чертеж гусениц:
Приводной вал можно изготовить по следующей схеме:
В качестве рулевого элемента можно взять руль от обычного скутера или велосипеда, а вот система торможения здесь никак не предусмотрена, достаточно просто сбросить ручку газа, ведь больших скоростей на нем вы не разовьете.
Мотоблок из бензопилы Дружба
В основном бензопила применяется в сельской местности в частном порядке. Садово-огородных работ всегда очень много и делать их руками тяжело. Поэтому люди постепенно придумали то, как доработать бензопилу в мотоблок. При желании можно сделать из него окучник или культиватор, а вернее мотокультиватор.
Общий вид мотоблока из бензопилы представлен на следующем чертеже:
А вот видео пример окучника, культиватора или мотокультиватора:
Веломопед из бензопилы и велосипеда
Да! Люди и такое придумали еще в СССР. Это прообраз мотоциклов. Люди просто прикручивали мотор к велосипеду и соединяли его с колесом. Таким образом получалось весьма интересное приспособление, которое представлено следующем видео обзоре:
Лодочный мотор из бензопилы Дружба
Наши мужчины очень любят две вещи: что-то делать в своем гараже и ходить на рыбалку/охоту. А если денег на лодку нет, то ее всегда можно сделать в гараже! Для этого достаточно найти пару фото с чертежами в интернете, старую пилу и иметь обычную лодку на веслах и бензопилу. Для этого, правда, понадобятся некоторые слесарные и токарные умения.
Газонокосилки или мотокоса
Для поддержания в порядке придомовой территории можно использовать бензопилу. Вы спросите как? Да элементарно! Достаточно просто соорудить из нее газонокосилку. Это может быть или простая модель с валом и триммерной головкой (обычная косилка), или немного сложнее в виде газонокосилки на колесах. Выбор за Вами.
Двигатель для мопеда
Если у Вас есть желание, время и умение, то из старой бензопилы и велосипеда можно сделать полноценный мопед. Для этого есть целые форумы, посвященные обсуждению и нюансам конструкции. Если поднабраться терпения, то в итоге может получиться неплохой Харлей, например, как на фото:
Видео обзор
Ниже представлен видео обзор работы на цепной пиле Дружба Алтай:
Бензопила Дружба 4 может легко заводиться и при отрицательных температурах. Следующий видео обзор этому
явное подтверждение:
А вот еще один большой видео обзор бензопилы «Дружба-4»:
Отзывы владельцев
Ниже собрано несколько отзывов с тематических форумов касательно опыта работы на бензопилах Дружба:
Анатолий, 35 лет, Киев:
«Дружба это не просто техника, в нее вложена душа конструктора. В ней есть все необходимое, и при этом нет ничего лишнего в виде современных наворочек или чего-то такого. Она сделана из чистого металла, подтверждением этому является большой вес устройства. Дружба способна работать при любых температурах и в любых условиях. Для нее просто нет непосильных задач. При грамотном обращении она прослужит долгие года. Моя, например, мне досталась еще от моего отца и до сих пор работает отлично! Единственное, топливную смесь заливаю.»
Роман, 45 лет, Киров:
«Это просто идеальная техника для наших людей. Это как Жигуль, в ней нет ничего лишнего, но все часто ломается. Ее конструкция продумана до мелочей, а мотор с 4-мя лошадиными силами выдерживает любые нагрузки. Из нее можно делать очень много самоделок в виде мотоблоков или косилок, но соль именно в ее призвании – работать в виде бензопилы. Разбавил масло, бензин и пошел работать. Она спиливает все на своем пути, просто дай древесину и она будет пилить. Топливной смеси ест многовато, но не критично.
Плюсы: Надежность проверенная годами.
Минусы: Часто ломается, но ремонт обходиться в копейки. Иногда пропадает зажигание. Большой вес»
Бензопила Дружба: обзор моделей, технические характеристики и руководство по ремонту
Мотопила или бензопила «Дружба» одна из наиболее популярных в нашей стране на протяжении многих лет моделей, разработанных специалистами ЗМКБ «Прогресс» имени академика Ивченко А.Г. более шести десятков лет назад.
Бензопила Дружба: устройство, обзор моделей и преимущества
Несмотря на то, что в настоящее время бензиновая пила этой модели относится к категории устаревших агрегатов, ей устройство показывает вполне достойные характеристики:
- наличие одноцилиндрового, двухтактного, карбюраторного двигателя МП-1 с воздушным охлаждением и рабочим объёмом 94 куб. см;
- мощность 4 л/с;
- редуктор состоит из корпуса и двух конических шестерен;
- для смазки двигателя используется смесь на основе масла и бензина;
- выполнение двигателя и пильного аппарата бензопилы представлено независимыми узлами, объединяемыми между фланцевым соединением и фиксируемым хомутом.
Такой вариант компоновки позволяет работать пильным аппаратом под любым углом и осуществлять быструю замену вышедшего из строя узла своими руками. Функциональная завершенность и простота крепления сделали устройство лёгким и надёжным в эксплуатации.
Относительно недавно стартовая модель была оснащена совершенно новым карбюратором КМП-100-У, что дало пиле название «Дружба-4м-Электрон» и «Дружба-Алтай». Несмотря на достойные технические характеристики, модель не нашла очень широкого распространения в других странах.
Основные недостатком пилы «Дружба» является её значительный вес, составляющий12 кг, а также наличие съёмного тросового стартера, которые не слишком удобен в применении и достаточно часто теряется. Кроме всего прочего, конструкция не имеет многих защитных элементов, способных обеспечивать безопасность работы, включая кнопку «Стоп», тормоз на цепь, а также функцию Anti-kick. Однако, конструкционная простота и невысокая стоимость, в сочетании с высокой производительностью, сделали этот агрегат очень популярным.
Как собрать бензопилу Дружба (видео)
Технические характеристики бензопил Дружба
В зависимости от модификации, технические характеристики бензопилы «Дружба» могут варьироваться, что нужно обязательно учитывать при выборе оборудования и его обслуживании в процессе эксплуатации.
Параметры и характеристики
Показатели частоты вращения
Наличие автоматической цепной смазки
Наличие электронного зажигания
Объём бака смазочной системы
Бензопила Дружба-4: инструкция по ремонту и замене запчастей своими руками
В состав бензопилы «Дружба-4М Электрон» входит:
- двигатель;
- редуктор;
- рама;
- пильный аппарат, включающий пильную шину, натяжное устройство и пильную цепь4
- съемный стартер;
- система питания;
- смазочная система пильного аппарата.
С целью понижения шума при выпуске отработанных газов и для гашения искр, в комплектацию двигателя входит глушитель. Следует отметить, что запчасти на данную модель найти достаточно легко, поэтому самостоятельный ремонтне вызывает сложностей. Поломки бензопилы условно подразделяются на следующие группы:
- проблемы со смазочной системой;
- проблемы с любыми узлами двигателя;
- поломка самого двигателя;
- проблемы с контактным зажиганием;
- полоски в прочих узлах.
Перед тем, как разобрать оборудование и проверить внутреннее устройство, следует выполнить наружную диагностику. Если проблемы заключаются в неисправностях внутренних рабочих узлов, то разбор бензопилы осуществляется в соответствии с прилагаемой производителей инструкции.
Краткая инструкция по ремонту:
- если не запускается двигатель, то следует проверить наличие топлива в баке и топливной камере, наличие искры между электродами свечей зажигания, а также убедится в отсутствии нарушений изоляции;
- перебой в работе двигателя часто бывает вызван попадание в топливную смесь воды и не герметичностью цилиндровых соединений;
- быстрый перегрев и потеря мощности двигателя наблюдаются при бедной рабочей смеси, неотрегулированном карбюраторе и не приработанном двигателе;
- перегрев редуктора чаще всего бывает вызван недостаточным количеством смазки.
Все проблемы, связанные с получение недостаточно ровного пила, тяжестью распиливания и получением нехарактерных размеров опилок, связаны с цепью бензопилы.
Регулировка карбюратора пилы
Если избыточное количество топливной смеси устранено, а работоспособность устройства не восстановлена, то требуется отрегулировать карбюратор и осуществить чистку глушителя. Чтобы выполнить самостоятельную регулировку карбюратора, необходимо воспользоваться следующими несложными рекомендациями:
- прокрутить до упора топливный винт;
- отвинтить топливный винт ровно на три оборота;
- максимально прочно закрутить воздушный винт;
- отвинтить винт на пару строгих оборотов;
- выполнить уплотнение при помощи герметика или обернуть переходную муфту тонкой жестяной полоской.
Как работает бензопила Дружба (видео)
Проверить на прочность, надёжность и герметичность все соединения. Если двигатель бензопилы Дружба» сохраняет работоспособность исключительно на подаче малых оборотов, а при наличии значительной нагрузки агрегат быстро глохнет, то при правильно отрегулированном карбюраторе следует обратить внимание на систему глушителя. Как правило, такая проблема связана с засорением этого узла. Особенно часто засор искрогасителя глушителя наблюдается в следующих случаях:
- применение для заливки в топливную систему смеси с некачественным маслом;
- применение для заливки в топливную систему смеси с повышенным содержанием масла;
- применение для заливки в топливную систему смеси, содержащей не предназначенного для такого типа двигателя масла.
При обнаружении причины сбоя в работоспособности пилы, необходимо демонтировать глушитель и тщательно его прочистить при помощи любых моющих средств, после чего просушить посредством фена. Обязательным условием является замена топливной смеси на оптимальный состав, который рекомендован к использованию производителем оборудования и прописан в прилагаемой к бензопиле инструкции по эксплуатации.
О технике безопасности
Перед тем как начинать работу бензопилой, необходимо осуществить ряд мероприятий, направленны на безопасную эксплуатацию устройства:
- проверка герметичности топливной системы;
- проверка закрепления цилиндра;
- проверка закрепления карбюратора;
- проверка закрепления глушителя;
- проверка затяжки стального крепежа снаружи;
- смазка ведомой шинной звездочки посредством погружения на несколько минут в масло;
- смазка троса стартера литолом-24;
- очистка сетки воздушного фильтра на карбюраторе.
Следует помнить, что при засорении межреберного цилиндрового пространства вызывает значительное снижение охлаждения, сильный перегрев и ускоренный износ рабочей поверхности. Через 24 часов наработки должна производиться частичная разборка с последующим тщательным удалением нагара.
При работе необходимо помнить о строгом и обязательном соблюдении следующих правил техники безопасности:
- запрещается осуществлять работы одной рукой;
- рабочая одежда должна быть прочной и включать в себя перчатки, рабочую обувь, а также защитную каску и специальный щиток;
- перед топливной заправкой крышку бензобака нужно открывать предельно осторожно, что связано с возможным наличием бензиновых паров;
- работы должны осуществляться на полностью расчищенных площадках, при наличии надежной и крепкой опоры;
- необходимо убедиться, что бензопила в процессе работы не коснётся посторонних предметов.
Нельзя производить топливную заправку при включенном двигателе. Транспортировать пилу следует после того, как на шину будет надет защитный чехол.
Бензопила Дружба: настройка двигателя (видео)
Бензопилы модели «Дружба» относятся к категории удобных и практичных инструментов, способных значительно облегчить повседневную жизнь, а также является одним из наиболее востребованных видов по соотношению стоимости, качества и производительности. При соблюдении правил эксплуатации и выполнении несложных профилактических мероприятий, такой инструмент поражает своей долговечностью и надёжностью, а самостоятельный ремонт не представляет сложностей даже при отсутствии специальных навыков.
Дружба 4 — бензопила, которая до сих пор пилит!
Дружба 4 – это легендарная бензопила, которая выпускалась в двух городах России с 1955 года: Пермь и Бийск. Разработана в 1953 году. Стоит отметить, что в 1958 году в Брюсселе проходила выставка, в которой принимала участие бензопила Дружба 4, и именно там она была награждена «Золотой медалью». Удивлены? Я тоже! Думаю, только по этому поводу стоит сделать обзор этого легендарного инструмента.
Назначение
Бензопила, благодаря хорошей мощности и достаточной длины шины, позволяет отнести ее к классу профессиональных валочных пил. Ее основное предназначение – валка леса и распиловка бревен. Сучки ей уже не попилить, да и на стройке она будет крайне неудобна из-за большого веса и размера.
Технические характеристики
Бензопила на сегодняшний день морально устарела, все-таки полвека прошло, поэтому стоит относиться с пониманием к ее характеристикам.
На заметку. Дружба 4 хоть и раритет, однако, по сей день большое количество экземпляров находится в рабочем состоянии и пользуется спросом среди населения страны и ближнего зарубежья! Это благодаря тому, что в 60-е годы были выпущены очень надежные бензопилы.
Вернемся к техническим характеристикам бензопилы Дружба 4:
- вес: 12 кг (он распределен максимально равномерно по всему корпусу, для комфортной работы оператора);
- шина: длина 45 см.;
- шаг цепи: 0,325 дюйма;
- тип топлива: бензин АИ-92 + масло для 2Т двигателей.
- вместимость топливного бака: 550 мл.;
- вместимость масляного бака: 260 мл.;
- смазка цепи: автоматическую смазку цепи имела только бензопила Дружба 4А;
- марка и модель: МП-1 (одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушное охлаждение);
- рабочий объем: 94 куб. см.;
- мощность: 4 л.с. (2,94 кВт.);
- максимальные обороты коленвала: 5200 об/мин;
- система смазки: бензин с маслом;
- система соединения с пильной гарнитурой: фланцевое соединение фиксируемое хомутом.
Фланцевое соединение предоставляло возможность без особых проблем заменять вышедший из строя узел, а также предоставляла возможность поворота пильную гарнитуру на произвольный угол.
Кстати, двигатель бензопилы Дружба 4 был настолько хорош, что в последующем применялся для изготовления многих агрегатов: мотоблоки, насосы, лебедки, газонокосилки. Любители строить технику своими руками используют его и по сей день при конструировании самоделок из бензопилы.
Модификации
За все время выпуска бензопилы, Дружба 4 не претерпела каких-то серьезных конструктивных изменений. Давайте посмотрим, какие незначительные изменения происходили в конструкции бензопилы:
- 1950 — 1960 годы. Первая конструктивная модификация касалась изменения варианта крепления ручек, их стали крепить к крышке вентилятора, в последующем крепление перенесли к хомуту, который соединял двигатель и редуктор.
- 1960 — 1980 годы. В это время на конвейер поступила и выпускалась 20 лет, модификация бензопилы под названием Дружба – 4А, которая имела два главных достоинства: контактное магнето и всем известный карбюратор КМП-100. В конце 80-х модификация бензопилы Дружба -4А снята с производства.
- Конец 1980-х годов. Выпуск модификации Дружба-4М Электрон. Впервые применено электронное зажигание.
- 1990-е года. Оснащение бензопилы современным (в то время) карбюратором КМП-100У. Изменения в пильной гарнитуре – использование цепей современного типа.
Многие путают и говорят, что на бензопиле Дружба 4 был произведен ряд других изменений, таких как, съемный стартер, разъемный картер и съемный цилиндр, однако они глубоко ошибаются. Все эти изменения были произведены на бензопиле Урал, основой которой послужила Дружба.
Топливная смесь
Топливо для бензопилы Дружба 4 разводится также как и для всех других типов двигателей 2Т. Соотношение бензина и масла 1:50. Это означает, что на 0,5 литра бензина нужно добавить 10 грамм масла. На 1 литр бензина нужно 20 грамм масла. В качестве мерки удобно использовать шприц на 20 кубиков.
Рекомендуется применять бензин марки АИ-92. Масло для двухтактных двигателей. Можно использовать обычное масло 2Т от Лукойл или Stihl, Husqvarna.
Устройство бензопилы
Для быстрого обслуживания и эффективного ремонта бензопилы Дружба 4 следует знать ее устройство. Подробно почитать про устройство и конструктивные особенности можно в инструкции по эксплуатации. В нем же можно найти советы и рекомендации по ремонту и устранению неисправностей своими руками. Для наглядного ознакомления рекомендуем посмотреть фото ниже, на нем указаны все основные узлы, пронумерованы и подписаны.
Обратите внимание, в нижнем правом углу находится схема устройства карбюратора, которая состоит всего из 15 деталей. В верхнем правом углу общая схема, а с левой стороны поперечный разрез двигателя Дружба-4А Электрон.
Инструкция по ремонту и эксплуатации
Она ни чем особо не отличается от типовых и имеет в своей структуре разделы:
- технические характеристики;
- реконсервация;
- подготовка к работе;
- пуск и остановка двигателя;
- обкатка новой мотопилы;
- текущий ремонт;
- хранение;
- регулировочные работы;
- и другие.
Для тех, кому нужна инструкция по ремонту, перейдите в раздел Инструкции на нашем сайте и скачайте ее.
Устранение неисправностей
Конструкция бензопилы Дружба 4 на столько проста, что позволяет без проблем произвести ремонт своими руками многих узлов. Самым слабым местом пилы считается зажигание и карбюратор. С контактной системой зажигания проблем еще больше. Давайте разберемся, почему возникают эти неисправности и как их устранить своими руками.
Регулировка карбюратора
Первая причина проблем с карбюратором – залитые топливной смесью свечи. Это не означает, что сразу нужно разбирать карбюратор. Первым делом обратите внимание на бензиновый клапан, иногда достаточно подогнуть его немного вовнутрь. Данная операция позволит уменьшить количество подаваемого топлива.
Если это не помогло, то переходим к простой операции настройки карбюратора:
- До конца закрутить топливный винт.
- Отвернуть его обратно на 3 полных оборота.
- До конца закрутить воздушный винт.
- Отвернуть воздушный винт на 2 полных оборота.
Не забудьте проверить уплотнения на герметичность, чтобы исключить вероятность подсасывания воздуха в систему, это также может служить причиной неисправности, когда бензопила заводится и глохнет.
Как выставить зажигание
К ремонту зажигания приходят очень часто, особенно если оно контактное. Выражается проблема в проблеме запуска горячего двигателя. Виной тому слабая система зажигания. Просто так его не выставить, тут нужно знать подход, как отрегулировать зажигание на бензопиле Дружба 4, т.к. есть свои подводные камни.
Предлагаем вам посмотреть видео, автор которого подробно рассказывает о регулировке зажигания бензопилы.
В принципе, ничего сложного нет. Для регулировки бесконтактного, достаточно соединить метки корпуса и блока зажигания. При регулировке контактного есть много нюансов, сам процесс сложный, поэтому стоит посмотреть видео выше, автор подробно рассказывает о процессе. Вот, первые шаги регулировки:
- Установить поршень в НМТ.
- Почистить контакт.
- Проверить зазор — 0,3мм.
- Если зазор меньше, то открутить крепежный винт и увеличиваем зазор до 0,3мм.
- Затянуть винт и снова проверить зазор.
- Выставить срабатывание зажигание так, чтобы оно срабатывало не доходя 4 мм до ВМТ (как это сделать подробно описано в видео выше).
На заметку, во избежание постоянных проблем с контактным зажиганием, его переделывают на бесконтактное.
Основные неисправности
Редко, но все же с пилой случаются и другие неисправности. Например, нет искры на свече или бензопила вообще не заводится. Для лучшего понимания и усвоения информации по устранению подобных неисправностей рекомендуем посмотреть видео.
Как быть с запчастями
В магазинах запчасти на бензопилу Дружба 4 не найти, все-таки это уже раритет. Единственное место где еще можно их приобрести, это на барахолке – рынок где бабушки и дедушки торгуют тем, что у них лежит дома без дела. Не поверите, но там можно найти многие запчасти в состоянии новых. Они лежали длительное время, но ни разу не ставились на пилу.
Еще одно место – это доски объявлений, на подобие авито. Особенно часто там продают цепи и шины к бензопилам Дружба.
Бензопила Дружба 4 проста, как автомат Калашникова, благодаря этому она долговечна (особенно модели 50-60 годов выпуска), проста в обслуживании и ремонте. Пила без проблем ремонтируется в поле «на коленке» без специальных инструментов. В своем хозяйстве она пригодится для заготовки леса или дров в небольших объемах. Для профессиональной работы все же лучше пользоваться современными пилами. Все сказанное в рамках статьи подтверждается многочисленными отзывами пользователей сети Интернет.
Пила дружба — обзор модельного ряда, основные неисправности и отзывы владельцев
Появившаяся в 50-е гг. пила Дружба предназначена для валки леса и распиловки бревен. Благодаря надежной конструкции и прочности узлов инструмент продолжает использоваться для выполнения работ на приусадебных участках и при заготовке дров. На основе мотора пилы владельцы создают пилорамы, снегоходы и лодочные двигатели.
Обзор модельного ряда
Все выпускавшиеся бензопилы Дружба оснащались мотором МП-1 с воздушным охлаждением; воздух подавался маховиком, на котором выполнены лопатки. Для питания использовали карбюратор с диафрагмой, который обеспечивал подачу смеси независимо от положения инструмента. Высокая мощность и вес оборудования ограничивали сферу использования инструмента, который поставлялся в лесозаготовительные предприятия. Для работы силового агрегата использовалась смесь бензина и масла для двухтактных двигателей (которое заменялось моторным М8).
Дружба 2
Ранний образец пилы, оснащенный мотором мощностью 3 л.с. Рукоятки, изготовленные из стальной трубы, прикручены болтами к картеру маховика двигателя. В конструкции не предусмотрены демпфирующие прокладки в точках крепления мотора, тормоз цепи. Смазка инструмента производится вручную, централизованная подача жидкости не установлена. Выпуск инструмента продолжался несколько лет, после чего на смену пришли бензопилы с усовершенствованной конструкцией.
Дружба 4
Рукоятка закреплена на отдельном литом хомуте, надетом на картер мотора. Объем двигателя МП-1 остался прежним (94 см³), но доработка схемы газораспределения и установка модернизированного карбюратора повысили мощность до 4 л.с. Также возросло допустимое количество оборотов (до 5200 в минуту), при этом масса инструмента осталась неизменной (12,5 кг). Система смазки цепи на заводе не устанавливалась, владельцы впоследствии самостоятельно дорабатывали инструмент.
Дружба 4-А
Недостатки, выявленные в процессе промышленной эксплуатации ранних моделей пил Дружба, привели к созданию очередной модификации 4-А. В конструкцию ввели систему подачи масла на полотно (самотеком), стали использоваться усиленные подшипниковые опоры коленчатого вала. На бензопиле появился аварийный тормоз, который включается при разрыве цепи. Двигатель оснастили улучшенным карбюратором КМП-100 и модернизированным магнето. Мощность и остальные технические характеристики пилы остались неизменными.
Дружба-4А-Электрон
Для повышения эксплуатационных характеристик на пиле установили транзисторный блок зажигания, который обеспечивал устойчивое искрообразование. Мотор стал запускаться при низкой температуре воздуха без предварительного прогрева. Остальное устройство инструмента изменений не претерпело.
Дружба 4М Электрон
Модификация Дружба М получила блок автоматической смазки рабочей цепи. Доработкам подверглись демпфирующие элементы, на рукоятках стали применяться резиновые накладки с увеличенной толщиной стенки. Для подготовки рабочей смеси используется мембранный карбюратор КМП-100У, подача топливной жидкости осуществляется самотеком. Вес gbks составляет 12,5 кг; для валки деревьев применяется шина длиной 450 мм.
Дружба-5Э
Бензопила отличается применением двигателя с повышенной до 5 лошадиных сил мощностью. В конструкции применена коническая главная пара, позволившая передавать возросший крутящий момент и одновременно снизившая до 11,7 кг вес оборудования. Точки крепления силового агрегата к раме оборудованы резиновыми втулками, снизившими уровень вибраций при работе. Введена система автоматической смазки цепи при помощи помпы, подающей жидкость из отдельного бачка.
Дружба-Алтай
Пила представляет собой установку 4М, собранную на производственной площадке завода «Сибприбормаш» (Алтай). Оборудование оснащалось модернизированным карбюратором КМП-100У и бесконтактной системой зажигания. Для подачи топлива применен насос. Внешних отличий оборудование не имеет, кроме применения защитного кожуха для воздушного фильтра. Бензопила отличается улучшенными характеристиками запуска. Выпуск изделий прекратился во второй половине 90-х гг.
Дружба 60
Пила оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 3 л.с. при рабочем объеме 94 см³. Применен тросовый стартер с принудительным возвратом шнура на катушку, регулятор частоты вращения вынесен на правую рукоятку. Для привода цепи применен редуктор с передаточным числом 0,319. Крутящий момент от коленчатого вала передается к шестерням автоматической центробежной муфтой, требующей регулировки в процессе эксплуатации.
Преимущества и недостатки
Преимущества бензиновых пил серии Дружба:
- использование алюминиевого сплава для изготовления корпуса;
- съемные элементы конструкции, зафиксированные резьбовыми соединениями;
- высокая мощность и повышенный крутящий момент двигателя;
- при заклинивании цепи мотор не останавливается;
- допускается применение бензина с октановым числом менее 80;
- конструкция рукояток позволяет распиливать древесину стоя;
- высокое качество сборки (особенно продукция ранних модификаций);
- предусмотрено хромирование рабочей поверхности цилиндра.
- не предусмотрена кнопка аварийной остановки мотора, при падении оборотов вал разъединяется с шестерней цепи центробежным сцеплением;
- большой вес пилы, затрудняющий переноску изделия;
- самопроизвольное отворачивание резьбовых соединений;
- высокий уровень шума при работе и выброс масла из выхлопного патрубка;
- применение двигателя внутреннего сгорания накладывает ограничение на использование инструмента в помещениях.
Инструкция по эксплуатации
При работе с пилой Дружба необходимо соблюдать правила эксплуатации:
- запрещается пуск и работа при поврежденном или снятом воздушном фильтре;
- инструмент удерживается двумя руками;
- для защиты оператора используется специальная одежда и очки;
- в момент пуска пильная цепь не должна касаться грунта, камней или других предметов;
- не допускается распиловка древесины без заправки бачка маслом;
- категорически запрещается заправлять пилу чистым бензином;
- при длительной работе пилы необходимо делать перерывы для охлаждения мотора (через каждые 40-45 минут);
- периодически проверяется затяжка резьбовых соединений;
- при повреждении деталей пилы эксплуатация инструмента приостанавливается.
Перед началом применения пилы следует изучить инструкцию от производителя. Чтобы сделать топливную смесь, необходимо подготовить бензин и специальное масло. Половина объема приготовленного бензина заливается в чистую емкость, затем вносится смазочная жидкость, которая тщательно размешивается. Потом в смесь вливается оставшийся бензин, раствор дополнительно перемешивается и заправляется в бачок. При обкатке мотора (после замены колец) рекомендуется вводить дополнительное масло, обеспечивающее приработку трущихся поверхностей.
При валке древесины сначала выполняется подпил, расположенный с той стороны, куда должен упасть ствол. Затем ствол перепиливается с другой стороны; в радиусе 50 м от спиливаемого дерева не должно находиться посторонних лиц. Оператор переходит от ствола к стволу с пилой, работающей на холостых оборотах (без вращения цепи) или с заглушенным двигателем. Инструкция по эксплуатации не допускает распиловки стволов, связанных в хлысты или уложенных штабелем.
В процессе эксплуатации требуется регулировка холостых оборотов двигателя и настройка карбюратора на достижение максимальной мощности. Оборудование требует регулировку муфты сцепления, которая перегревается при длительной работе и теряет изначальные характеристики. Поскольку пильная цепь при работе вытягивается, то необходимо корректировать натяжение элемента. Корректно натянутая цепь перемещается по шине от руки и не имеет провиса нижней ветви.
Основные неисправности и способы их устранения
Основные неисправности, встречающиеся при эксплуатации пилы Дружба:
- Сложности с пуском мотора возникают при недостаточном уровне бензина в баке или засорении трубопровода. Дефект наблюдается при чрезмерном обогащении смеси. Для восстановления работоспособности необходимо продуть двигатель прокруткой ручным стартером. Если пила хранилась несколько месяцев с заполненным баком, то качество топлива падает из-за испарения летучих фракций бензина.
- Мотор не заводится из-за неправильной регулировки зажигания. Необходимо выставить зазоры в контактной группе в соответствии с инструкцией. Дополнительно проверяются расстояния между контактами свечи зажигания.
- Недостаточная мощность мотора указывает на износ поршневой группы или наличие зазоров в токе соединения цилиндра и картера. Проблема возникает при засорении жиклеров, которые требуется промыть и провести регулировку карбюратора.
- Нагрев картера редуктора во время работы пилы указывает на снижение уровня смазки. Для ремонта бензопилы Дружба требуется ввести смазку типа Литол-24 или Консталин-1 в картер механизма.
- Засорение воздушного сопла и жиклеров приводит к перебоям в подаче топливной смеси и провалам в работе двигателя. Для восстановления работоспособности требуется снять устройство и промыть детали в чистом бензине. Проверить подвижность дроссельной заслонки — при заедании элемента поток воздуха не достигает больших скоростей и не обеспечивает забор топлива через жиклеры.
- Нарушение геометрии пропила указывает на неправильную заточку или деформацию зубьев.
Отзывы владельцев
Сергей, 29 лет, Московская область
Знакомый отдал пилу Дружба 4 с заклинившим мотором. Для ремонта приобрел второй экземпляр. Недостатком пилы является постоянное отворачивание винтов при работе, поэтому лучше использовать при сборке фиксатор резьбы. Необходимо учитывать разницу в карбюраторах, которые использовались на ранних и поздних модификациях. Отреставрированный инструмент (с шиной и цепью от пилы Урал) используется для распиловки бревен; при воздействии на пилу всем весом обороты не снижаются.
Александр, 45 лет, Новосибирск
В хозяйстве имеется бензопила Дружба 4, выпущенная в 1982 г. Мотор оборудован контактным зажиганием, в узел постоянно попадает масло, что приводит к пропаданию искры. Поскольку в топливной смеси содержится повышенное количество смазки (пропорция 1-15 по инструкции), то наблюдается дым при работе двигателя не только на высоких оборотах, но и на холостом режиме. Из выхлопного окна подтекает масло, выброшенное с газами. Карбюратор требует регулировки в зависимости от температуры и влажности воздуха; расход топлива составляет до 5 л за час работы.
Владимир, 28 лет, Воронеж
На даче была пила Дружба Алтай, собранная в 1998 г. Инструмент применялся при валке и распиловке древесины на делянке; в процессе работы требовалась регулировка карбюратора. Имелись нарекания по работе блока бесконтактного зажигания, выходили из строя коренные подшипники коленчатого вала, и разрушались шлицы ступицы механизма сцепления. Затем была приобретена пила с 2-тактным двигателем, а Дружба хранится в сарае как антикварное изделие.